Балта Тиймез-заброшенное кладбище Крымских караимов.
517790
23

Ширина ленты:

Меня давно интересовала судьба караимов-заблудшей ветви иудейского народа. Караимы — древний тюрскский народ, исповедующий иудаизм, непохожий на современные иудейские верования. О их происхождение существуют несколько версий. Наиболее распространенная версия, которую поддерживают большинство самих караимов, родство с одной из групп евреев, проповедовавших доталмудический иудаизм. Эта версия объясняет отсутствие в караимской вере Талмуда и наличие единокнижия. Единственная священная книга у караимов — Танах, практически тот же Ветхий Завет. В отличие от христиан, мусульман и других иудеев, караимы хоронили своих умерших в направлении север-юг.

Я был два раза в Чуфут-Кале-крепости караимов, но не знал о существовании забытого кладбища. Началось всё с этой фотки моих дальних прибалтийских родственников, стоящих у ворот Балта Тиймез. От них я и узнал о существовании забытого караимского кладбища.

Балта Тиймез-заброшенное кладбище Крымских караимов.
Балта Тиймез-заброшенное кладбище Крымских караимов.

Войдя под арку ворот, путешественники останавливаются в шоке. По сторонам от дороги нагромождены в полном хаосе всевозможные саркофаги. От многовековых оползней большинство из них оказалось перевернутыми или взгроможденными друг на друга. Как будто Страшный Суд уже состоялся и воскресшие вышли из могил, перевернув надгробия. Название долины дано по аналогии одноименной Иосфатовой долины в окрестностях Иерусалима, где по преданию состоится Страшный Суд.

Балта Тиймез-заброшенное кладбище Крымских караимов.
Балта Тиймез-заброшенное кладбище Крымских караимов.

Это один из крупнейших и старейших в Европе некрополей. По разным данным, некрополь у Чуфут-Кале начал существовать в 11-13 веках. Кладбище очень древнее, самые ранние надгробия датируются 10-м веком нашей эры. На кладбище в наши дни осталось около 5000 надгробий. Кладбище заброшено и заросло небольшой рощицей. Только в дальнем конце сохранились многовековые дубы, считавшиеся священными. Именно из-за них кладбище называется Балта Тиймез, в переводе с тюркского «топор не тронет». Видимо, когда-то тут была целая дубовая роща. Есть упоминания, что у караимов практиковался культ священных дубов, считалось, что они являются посредниками между караимами и небесным божеством Тэнгри.

Балта Тиймез-заброшенное кладбище Крымских караимов.
Балта Тиймез-заброшенное кладбище Крымских караимов.

Форма могил и надгробий здесь самая разнообразная: и прямоугольные плиты, и гробообразные саркофаги, и стелы, и вертикальные обелиски. Кладбище сильно пострадало в советское время от рук вандалов. В частности, постамент памятника Ленину в Бахчисарае, говорят, сложен из этих самых надгробий, скрытых под гранитной облицовкой.

Балта Тиймез-заброшенное кладбище Крымских караимов.
Балта Тиймез-заброшенное кладбище Крымских караимов.

Большая часть надгробий содержит эпитафии на древне-еврейском языке. Последние несколько лет они активно исследуются, но полных их публикаций пока еще не существует. Часто в эпитафиях приводятся краткие цитаты из Ветхого завета. Кроме того, встречаются эпитафии и на караимском языке, но часто написанные древнееврейскими символами. Часть надгробий, относящихся к концу прошлого века, имеют двуязычные надписи — на иврите и русском языках.

Балта Тиймез-заброшенное кладбище Крымских караимов.
Балта Тиймез-заброшенное кладбище Крымских караимов.

Подтвержденная история караимов в этих местах начинается в 13 веке, когда ремесленники -караимы были приглашены ассами (аланами) в крепость Кырк -ор.Первое описание средневекового Крыма принадлежит монаху Гильом де Рубрук. Посол французского короля к монгольскому хану, так описывает свое путешествие по Крыму в 1253 году: «Высокие утесы выступают вдоль побережья от Херсона до устья Танаиса. Между Херсоном и Солдайей (Судак) существует сорок замков, и почти каждый из них имеет особый язык; среди них много готов, язык которых немецкий». Самое древнее упоминание о Чуфут-Кале, связано с набегом орд темника Золотой Орды Ногая на Крымский полуостров в 1299 году. Среди других городов, подвергшихся разграблению, упоминается и Кырк-ор (сорок укреплений), так раньше назывался Чуфут-Кале.

Балта Тиймез-заброшенное кладбище Крымских караимов.
Балта Тиймез-заброшенное кладбище Крымских караимов.

В середине 14 века Кыркорское княжество стало зависимым от татар. После завоевания города, почти все жители были уничтожены — мужчин-воинов истребили, остальных продали в рабство. В городе оставили гарнизон, а восточнее крепостной стены снова поселили караимов-ремесленников, живших в долине. Для защиты своей слободы они построили еще одну оборонительную стену и три башни, укрепив, таким образом, крепость. Очень быстро Кырк-Ор стал крупным торгово-ремесленным центром юго-западного Крыма. В 15 веке Кыркор становится второй столицей (после Солхата) самостоятельного Крымского Ханства и называется Кырк-Йер (или Кырк-Ер). Здесь находились резиденции первых крымских ханов: Хаджи Гирея и Менгли Гирея 1. Хаджи Гирей прятался в крепости во время междоусобиц и борьбы с Золотой Ордой.

Балта Тиймез-заброшенное кладбище Крымских караимов.
Балта Тиймез-заброшенное кладбище Крымских караимов.

После заключения мирного договора с Россией и разгрома Золотой Орды значение крепости ослабло. В начале 16 века строится Бахчисарай и хан со свитой переезжают туда. Вместе с ним выезжают почти все мусульмане. В крепости остаются одни караимы (им запретили селиться в Бахчисарае), которые называли крепость Джуфт-кале — Двойная Крепость. Имелось в виду, что караимы ещё в 14—15 веках построили Восточную оборонительную стену и, вместе со Средней стеной, крепость стала «двойной». Это последнее название изменилось в Джуфут-Кале — Иудейская крепость, поскольку её преобладающее население — караимы — были иудеями.

Балта Тиймез-заброшенное кладбище Крымских караимов.
Балта Тиймез-заброшенное кладбище Крымских караимов.

Во время русско-турецкой войны 1735—1739 гг. русские войска захватили Бахчисарай и Чуфут-Кале. Крепость была разрушена, город превратился в тихое местечко. П. И. Сумароков в 1799 году пишет, что здесь находилось 227 караимских домов и 1600 жителей. После присоединения Крыма к России с караимов был снят запрет на жительство в Бахчисарае, и Чуфут-Кале постепенно опустел. Караимы разобрали свои дома (чтобы потом сложить их на новом месте) и разъехались. А кладбище осталось.

Балта Тиймез-заброшенное кладбище Крымских караимов.
Балта Тиймез-заброшенное кладбище Крымских караимов.

С 1852 года единственными обитателями города остались члены семьи караимского ученого Авраама Самуиловича Фирковича (1786—1874).А. С. Фиркович — караимский историк, знаток древних рукописей и надгробных надписей средневековья. Его уникальная коллекция хранится в Государственной публичной библиотеке Санкт-Петербурга. Задачу своей жизни ученый видел в охране древностей Чуфут-Кале, возвеличивание его в истории. Он скупал заброшенные дома, нанимал сторожей, чтобы защитить их от расхищения.

Балта Тиймез-заброшенное кладбище Крымских караимов.
Балта Тиймез-заброшенное кладбище Крымских караимов.

С его смертью история караимов Чуфут-кале прекратилась. И более 130 лет кладбище Бала Тиймез медленно уходит в небытие, зарастая кустарником и потихоньку погружаясь в землю.

Алексей Звягинцев
Целое кладбище заброшено... :(((
07 июня 2016 в 20:51

Заходи к нам через соцсеть
и получай больше информации,
лайфхаков и общения!