152630
40

Ширина ленты:

В середине 17 века в окрестностях Москвы появилось необычное название — Новый Иерусалим. Правивший тогда Российским государством царь Алексей Михайлович и глава Русской Церкви Патриарх Никон решили создать недалеко от столицы топографическую и архитектурную копию Святой Земли.

Центром Русской Палестины должен был стать монастырь, получивший название Новый Иерусалим. Этот масштабный церковно-государственный проект был призван продемонстрировать возросшее значение России как оплота мирового Православия, наследницы Византии, а самого русского царя представить вторым Константином, благочестивым поборником истинной веры. Царь и Патриарх — «премудрая двоица», как их тогда называли, — поначалу действовали в полном единомыслии, однако впоследствии Алексей Михайлович отстранился от этого проекта, и реализация грандиозного замысла целиком легла на плечи Патриарха.

Новый Иерусалим: монастырь и музей.
Новый Иерусалим: монастырь и музей.

Русская Палестина мыслилась как архитектурно-ландшафтный образ Святой Земли. В ней предполагалось воссоздать все основные палестинские святыни, в которых запечатлелась земная жизнь Иисуса Христа. Патриарх Никон стремился к максимальной точности в воспроизведении святых мест. Документальными источниками для него послужили широко известные в Европе гравюры итальянского художника Бернардино Амико с изображениями храма Гроба Господня, Вифлеемской базилики, Елеонской часовни и других палестинских храмов. Кроме того, в распоряжении Никона была книга иеромонаха Троице-Сергиева монастыря Арсения (Суханова) «Проскинитарий» («Поклонник святых мест»), в которой тот детально описал палестинские святыни.

Для реализации своего замысла Патриарх Никон выбрал местность к северо-западу от Москвы, по берегам реки Истры. Реку, делающую в этом месте излучину, окружали холмы. Это позволяло максимально приблизиться к палестинскому первообразу. Топографические объекты получили новые названия: Истра в своём среднем течении стала именоваться Иорданом, протекающий рядом ручей — Кедроном, холм в их излучине — Сионом, холм к востоку от него — Елеоном, к северу, за рекой, — Фавором. На холме Елеон был установлен поклонный крест, символически обозначающий место Вознесения Христа.

Новый Иерусалим: монастырь и музей.
Новый Иерусалим: монастырь и музей.

Главным делом Патриарха Никона было строительство монастыря, символизирующего святой град Иерусалим. Для этого был выбран холм в излучине реки, получивший название Сион. В 1657 году появились первые деревянные здания Нового Иерусалима: церковь Воскресения Христова, жилые и хозяйственные постройки, ограда. Осенью того же года эти места посетил царь Алексей Михайлович, одобривший строительство. В память об этом на оборотной стороне поклонного креста была высечена надпись. Однако в 1658 году между царём и Патриархом произошёл конфликт. Оскорблённый Патриарх покинул Москву и удалился в Новый Иерусалим. Здесь он провёл более восьми лет, на месте руководя строительством. Поначалу все основные постройки Нового Иерусалима были деревянными. Самое ранее каменное сооружение — скит Патриарха Никона — было построено в 1657—1662 годах на искусственном островке, образованном специально вырытой протокой. Сравнительно небольшая постройка органично объединяла в себе церковные, жилые и хозяйственные помещения. В скиту были устроены две церкви. Одна из них — церковь Богоявления — расположилась на третьем этаже здания. Другая — маленькая, восьмигранная церковь в честь апостолов Петра и Павла с миниатюрной колоколенкой и крошечной кельей, в которой могло поместиться лишь каменное сиденье, была поставлена на плоской кровле скита. В 1658 году началось строительство каменного собора в честь Воскресения Христова. Никону не суждено было увидеть его завершённым. При Патриархе здание храма было доведено до кровли и построена семиярусная колокольня.

Новый Иерусалим: монастырь и музей.
Новый Иерусалим: монастырь и музей.

Только после смерти царя Алексея Михайловича опала с Никона была снята. Новый царь Фёдор Алексеевич, вступивший на престол в 1676 году, добился отмены соборного решения о низложении Патриарха и разрешил ему вернуться в Воскресенский монастырь. Никон не доехал до своей обители. Он умер по дороге, недалеко от Ярославля. Его тело привезли в Новый Иерусалим и похоронили, согласно завещанию, в приделе Усекновения главы святого Иоанна Предтечи, расположенном под Голгофой.

Новый Иерусалим: монастырь и музей.
Новый Иерусалим: монастырь и музей.

Была снята опала и с самой обители. Молодой царь Фёдор Алексеевич внял настойчивым просьбам своей тётки Татьяны Михайловны, покровительницы покойного Патриарха, — довершить дело, начатое Никоном. В 1678 году царь посетил обитель. В следующем году возобновилось строительство собора. Под руководством архимандрита Никанора и строителя старца Сергия (Турчанинова) грандиозное здание было завершено. Восемнадцатого января 1685 года в присутствии царя Ивана Алексеевича, правительницы Софьи и других членов царской семьи состоялось освящение главного престола. В 1690 году были освящены подземная церковь и южные приделы. Таким образом, замысел Воскресенского собора, воспринятый монастырскими властями от Патриарха Никона, был наконец осуществлён.

Воскресенский собор Ново-Иерусалимского монастыря стал самым большим по размеру храмом тогдашней России. Южный фасад собора протяжённостью 106 метров в наибольшей степени выявляет черты его сходства с палестинским прообразом — храмом Гроба Господня. Он состоит из трёх основных частей: подземная церковь во имя святых равноапостольных Константина и Елены, центральная часть с главным престолом Воскресения Христова и ротонда Гроба Господня, перекрытая шатром. Как и в палестинском храме, к Воскресенскому собору примыкает колокольня, а в собор с юга ведут двое «великих врат».

Новый Иерусалим: монастырь и музей.
Новый Иерусалим: монастырь и музей.

Подземная церковь Константина и Елены повторяет церковь-крипту храма Гроба Господня с приделом Обретения Креста. Она не имеет аналогов в древнерусском зодчестве. Углублённая в землю церковь была завалена грунтом и возвышалась над поверхностью на полтора метра. Как показало время, такая постройка в условиях среднерусского климата и влажного грунта не имела перспективы. В 18 веке церковь была радикально перестроена. Центральная часть собора с главным престолом Воскресения имеет форму открытого креста. С севера и юга к ней примыкают трёхъярусные галереи с комплексами придельных церквей, с востока идёт полукруглый заалтарный обход с тремя приделами, увенчанными малыми главками. Сюда выходит и лестница из подземной церкви, 33 ступени которой символизируют годы земной жизни Христа. Западную часть храма составляет большое круглое сооружение — ротонда, аналогичная палестинской. В храме Гроба Господня в её центре находится главная святыня — Кувуклия — пещера, куда было положено тело Христа и у входа в которую ангел возвестил жёнам-мироносицам о воскресении.

Посвящение собора Воскресению Христову привнесло в композицию и декор храма специфические черты. Никон вкладывал в храм Воскресения особый смысл: он хотел создать образ того Нового Иерусалима, который по Откровению Иоанна Богослова сойдёт «от Бога с неба» — райского, небесного города. Именно таким храмом-градом представлялся собор всякому, кто входил в монастырь с главного входа. Перед ним открывался восточный фасад Воскресенского собора. Одна над другой возвышались его главные части. На переднем плане — подземная церковь, над ней — три небольших главки заалтарных приделов, чуть выше — фланкирующие центральную часть галереи, завершённые главами на восьмигранных барабанах. Над всем этим — центральная часть, увенчанная большим шлемовидным куполом на круглом барабане диаметром 13,2 метра. Вдали можно было увидеть часть шатра, перекрывающего ротонду Гроба Господня. Колокольня, разрушенная во время Великой Отечественной войны, вносила в восточный фасад элемент асимметрии.

Новый Иерусалим: монастырь и музей.
Новый Иерусалим: монастырь и музей.

К поздним постройкам 17 века принадлежит Елеонская часовня над уже упомянутым поклонным крестом. Восьмигранная в плане, как и её палестинский прототип, она имела шатровое завершение. В 1690-х годах была построена каменная монастырская ограда с восемью башнями и надвратной церковью в честь входа Господа в Иерусалим. Руководил работами видный зодчий конца XVII века Яков Григорьевич Бухвостов, работавший в стиле московского барокко.

В середине XVIII века Воскресенский собор сильно изменил свой облик. Был возведён новый, деревянный шатёр над ротондой взамен рухнувшего в 1723 году каменного. Весь храм был оформлен в стиле елизаветинского барокко.
В течение всей своей истории Воскресенский монастырь пополнял своё собрание копий палестинских святынь. Ещё в 17 веке напротив входных Красных ворот собора был положен Камень Миропомазания, именуемый также Камнем Повития. Прямоугольная плита длиной 180 и шириной 107 сантиметров символически обозначала место, куда тело Христа было положено его учениками Иосифом Аримафейским и Никодимом, где оно было смазано миром и обвито плащаницей. В Кувуклии находилось подобие камня, отваленного от пещеры Гроба Господня. Впервые он появился здесь ещё во времена Патриарха Никона и воспроизводил видимую часть вросшего в землю палестинского камня, описанного Арсением Сухановым. В 1870-х годах был сделан новый камень из белого мрамора, который не соответствовал в точности иерусалимскому прообразу, а лишь условно его обозначал.

Новый Иерусалим: монастырь и музей.
Новый Иерусалим: монастырь и музей.

В соборе можно было увидеть подобия и других иерусалимских реликвий. Паломник поднимался на Голгофу и видел там лобное место, представляющее собой огромный плоский камень с тремя лунками, обозначающими места, где стояли кресты Иисуса и разбойников. В камне была высечена трещина в напоминание о том, как раскололась гора Голгофа, на которую пала кровь Спасителя. На лобном месте в резном киоте было установлено кипарисовое Распятие 17 века. Внутри придела «Темница Христова» находилась каменная колодка в виде стула с отверстиями для ног. Она воспроизводила хранящиеся в иерусалимском храме Узы Спасителя, перенесённые туда, по преданию, из претории Понтия Пилата. У входа в заалтарный придел «Аврамова палатка» лежал камень-жертвенник, указывающий на то место, где Авраам приносил в жертву своего сына Исаака. Чуть дальше, у входа в подземную церковь, находился камень — подобие колонны, на которой сидел Христос, когда на него возлагали терновый венец.

Новый Иерусалим: монастырь и музей.
Новый Иерусалим: монастырь и музей.

В 18-19 веках количество палестинских топонимов и объектов в ближайших окрестностях монастыря значительно возросло. В 1845 году была построена деревянная шестигранная часовня над Силоамским источником у северо-западного склона монастырского холма. У северного склона находился источник Самарянки, над которым тоже была поставлена маленькая часовенка. Иерусалимские названия получили к этому времени башни монастырской ограды: Сионская, Гефсиманская, Дамасская, Давидов дом, Ефремова, Варуха, Иноплеменничья. Роща в границах, определённых Кедронским потоком, стала именоваться Гефсиманским садом; берёзовая роща к юго-западу от монастыря, напротив башни Давидова дома — Урииным садом; овраги, окружающие монастырь с севера и юговостока, — Иосафатовой долиной и Юдолью плачевной. Село Никулино-Преображенское получило ещё одно название — Скудельничье. Ближе к монастырю переместились некоторые палестинские топонимы, имевшие место ещё в XVII веке. Горой Ермон стала называться вторая, западная вершина Фаворского холма. Дуб, стоявший недалеко от реки, именовался Мамврийским. Топографически всё это уже мало соответствовало реальному палестинскому первообразу, однако вызывало у паломников живые ассоциации и воспоминания соответствующих мест Священного Писания.

Новый Иерусалим: монастырь и музей.
Новый Иерусалим: монастырь и музей.

Постепенно Новый Иерусалим становится известнейшим религиозным и культурным центром, сюда приезжает множество паломников. В обители была собрана богатейшая библиотека, основу ее коллекции составляют книги патриарха Никона. Также здесь образовалась музыкально-поэтическая школа. Некоторые настоятели монастыря были и руководителями хора по совместительству.

В 1919 г. Новоиерусалимский монастырь был закрыт, а его имущество национализировано. Во время Великой отечественной войны в 1941 г. Новый Иерусалим был уничтожен фашистами. Воскресенский собор, ограда, башни, трапезные палаты и другие строения были взорваны. От взрывов и пожаров пострадали и музейные экспозиции. Эта информация была включена в обвинительное заключение Нюрнбергского процесса. В послевоенные годы начались реставрационные работы, в настоящее время уникальный архитектурный ансамбль монастыря почти полностью восстановлен. В 1994 г. была возрождена духовная жизнь общины, здесь вновь стали селиться монахи.

Новый Иерусалим: монастырь и музей.
Новый Иерусалим: монастырь и музей.

Воскресенский собор. Это строение находится в центре монастыря. На самом деле это сложное сооружение, состоящее непосредственно из храма, а также примыкающих к нему пристроек: с запада — часовня Гроба Господня с возвышающейся над ней ротондой с восемнадцатиметровым шатром, с севера — Успенская церковь, с востока — заглубленная в землю церковь Константина и Елены. Ранее с юга располагалась колокольня, разрушенная во время войны в 1941 г. Также внутри крепостных стен находятся такие архитектурные достопримечательности Нового Иерусалима, как трапезные палаты с церковью Рождества Христова (построенные в 1692 г.), настоятельные покои, больничные палаты (в конце 18 в. перестроенные в царский дворец-фото наверху), братские корпуса и некоторые хозяйственные постройки. Крепостные стены с башнями и надвратной Входоиерусалимской церковью над Святыми воротами были построены под руководством Якова Бухвостова в 1690—1697 гг. Из Елисаветинских ворот можно попасть в Гефсиманский сад, где расположен скит Никона. Здесь патриарх прожил несколько лет. Скит представляет собой четырехэтажное здание и устроен наподобие афонских жилых башен. Включает в себя жилые кельи, хозяйственные помещения и две домовые церкви.

Проход к часовне Гроба Господня.

Часовня и 18 метровая ротонда над ней.

Погода в этот день была крайне изменчивой-а небо менялось от пронзительно-голубого до свинцово-серого.

Недалеко от монастыря построен музейный комплекс, с постоянно действующей экспозицией, посвященной истории монастыря и временными экспозициями разных художников и скульпторов. Мы зашли туда посмотреть выставку картин Шишкина, приуроченную кего 185-летию.Музей космического дизайна, смотрится странно рядом с монастырем.

Экспозиция о монастыре.

Интересная копия оригинального храма гроба господня, сделанная в 17 веке.

Удачный вид на монастырь из окна музея.

Несколько любопытных картин советских художников.

Три наиболее понравившихся картины Шишкина.

Зал посвященный купеческим традициям 18-19 века.

Самоварчики.

В зале висело несколько картин известного русского художника Васильева.

Использован текст с сайта http://rus-istoria.ru

Калязин-городок и колокольня.
Следующая часть:

Калязин-городок и колокольня.

Вокруг Москвы на машине (36 из 48)
Обсуждение фотографии
Василий Краморов
купола великолепны!
Сегодня в 20:59
1

Мишка Квакин
Василий, красота!
Сегодня в 21:58

Константин Михалев
Очень хорошие фотографии...
Завтра в 18:57
1

Игорь Борщевский
Константин, Спасибо
Завтра в 19:40

Заходи к нам через соцсеть
и получай больше информации,
лайфхаков и общения!