Белая Коровушка по нёбёсной глобушке! Цельнёй день маскалит -Светлядь, теплядь дарит!
Деревня Мартыново. В старое время на речке да на Грязде жили в своё удовольствие Мартын да Марья. Однако, не заладилось что-то у супругов: разобиделся Мартын, ушёл от жены и построил себе по речке выше избу новую. Вместе-то, как говорится, тесно, а врозь — дак лестно… Но не выдержало Марьюшкино сердце одиночества, пришла она к супругу с повинною. Обрадовался Мартын — помирилися. С тех пор снова вместе живут…
Так рассказывают о начале своей деревни жители Мартынова, и, на удивление, легенда эта подтверждается архивными документами. «Угличские писцовые книги» 17 века знают деревню Марьино на Грязде — первое упоминание о ней относится к 1625 году. А чуть позже, вероятно, во второй половине этого же 17 столетия, появилось на карте Кацкого стана и Мартыново. Долго, до 1821 года, обе эти деревни стояли в двух шагах друг от друга, пока Марьино не запустело — осталось одно Мартынове. Вот и не верь после этого народным побасенкам!
Современное Мартыново — одно из крупнейших кацких селений с числом домов порядка 55-ти и жителей около 160 — все коренные кацкари, ни одного дачника. Старинное Марьино теперь деревенская улица Школьная, а ещё в деревне различают Каменую, Прогонную, Музейную и Хуторскую.
Люди, проживающие в этой местности, называют себя кацкарями и разговаривают на своем диалекте. Они чувствуют себя народом в народе. Интересны тем, что в значительной степени смогли сохранить угро-финские корни, полностью не смешались со славяно-русским окружением за столь долгое время соседства. У них отличается не только речь — отличается быт, промыслы. Кацкари бережно относятся к своей истории, благодаря чему сохранились многие поистине уникальные традиции. Поселения этого народа расположились по берегам реки Кадка.
Кацкари называют солнце Белой Коровой, ему поклоняются, его воспевают. Маскалит — ходит, перемещается; светлядь — свет; теплядь — тепло.
Кацкари говорят нараспев, при этом они окают: стокан, торелка, боран, робота, зобота), а еще кацкари ёкают (морё, подпольё, полё, вареньё, ты знаёшь). Причем удаение ставится не на букву Ё. В Кацком стане на этом диалекте говорит около 2000 жителей в 80-и населенных пунктах, расположенных по течению реки Кадка. К слову, Фёдор Иванович Тютчев был кацкарь. Его дедушка и бабушка жили в селе Знаменском на берегу реки Кадки.
Если вы попадете в эти края, то обязательно удивитесь, услышав местную речь. Вот несколько примеров. Если вы хотите сказать, что купили пироги, то в кацком стане это будет звучать так: «Я обызъянился пряжонцами». Образование слова «обызъянился» никак не связано со словом «обезьяна», а означает «получил изъян, понес напрасную трату, ущерб». Про человека, который болел, но поправился, можно сказать «опнался» — пережил болезнь, а можно «позубел» — просто выздоровел. Обратите внимание, какой разный смысл содержится в этих словах! Приезжих или жителей соседних сёл кацкари называют «заволосными» — живущими за их волостью. Заволосные не всегда понимают, о чём бахорят кацкари. Любой, кто попадает в деревню Мартыново, услышав живой кацкий диалект, начинает невольно улыбаться и даже смущаться. Режущее слух слово «говеный» здесь обозначает — плохой, образование этого слова пошло от слова «говеть», а не от того слово, которое многим приходит на ум, когда его слышат.
Особенностей у кацкарей «цельнёё голомёно». Кацких диалектных слов около двух тысяч, и если «бахорить по-кацкие, заволосные-то не больнё и смустят про што розговор». Вот несколько примеров слов и словосочетаний из кацкого словаря:
Вздра́вствуйтё, ра́жоё бёло́ - здравствуйте; да́рома — хорошо; говено — плохо; бахо́рить — говорить; примаска́лить (образовано оно не от слова «москаль», а от «маск» — «путь» по финно-угорски) — прибыть, приехать, прийти; мантурить — работать; бёло — утро; заволо́сной — живущий за пределами волоси Кадки; славильница — красавица; семнадка — девушка; громотуха — погремушка; серёда — среда; сва́рьба — свадьба (от слова «сварить»); гло́бка — путь; писи́га — фотоаппарат (телефон, камера и прочее в этом ряду); прилобу́ниться — стукнуться лбом; долголя́хой — человек высокого роста; ба́ять — говорить красиво, по делу; баранди́ть — говорить недело; це́льнёё голомено — очень много; то́рить голову загня — идти с высоко поднятой головой; гляже́нной — тот, кто смотрит (зритель, турист); гло́бка — тропка; ето — это; бо́льнё ши́бко — очень; неслетьё — холодное и дождливое лето; издоха — смерть.
На деревенском подворье обитают домашние животные. Это две овечки романовской породы Чиба и Дикарка и их кавалер баран Шурка (правда, его на месте можно и не застать — он очень востребован в деревенском стаде). Регулярно у них появляются ягнятки. Животные очень дружелюбны и общительны, с охотой берут хлеб из рук. Соседи их очень шумные: гуси. Но шумят они по делу: их задача всё и всех увидеть, они могут и пошипеть, если обнаружат неполадки.
А в стойле молодая кобылица Мазурка требует к себе внимания! Она тоже любит хлеб и с удовольствием позирует перед фото- и видеокамерами. Ведь в её жилах течёт кровь тяжеловозов! Время идёт, Мазурка растёт быстро и уже пробует ходить в упряжи. Но пока на самых настоящих деревенских санях-розвальнях желающих катают другие деревенские лошади: Майка и Соколко.
Сегодня интерес к кацкарям огромный, едут со всей страны, чтобы окунуться в культуру местных жителей, познакомиться с их традициями. Уже и иностранные туристы зачастили в Мартыново. А музеев на сегодняшний день здесь уже три. Есть местный театр, в котором разыгрывается представление— коменничаньё, где гляженные (зрители) окунаются в атмосферу деревенского юмора. Парень, который слева в платочке-просто звезда. Посмотрите видео с ютуба-очень забавно.
Укорон (миф) о Белой Корове — самый главный у кацкарей. Она и на местном гербе, в самом центре. Белая Корова — это символ Солнца, благополучия, удачи и счастья. Хозяйка, встречая на пороге гостя, кланяется со словами: «Пусть к вам примаскалит Белая Корова». Пожелание доброе — Белая Корова символизирует Солнце, тепло, благополучие и процветание.
В деревне открылся Музей кацкарей. В 2000 году из деревни Мартынова Мышкинского района Ярославской области уезжала в город к дочери Александра Ивановна Григорьева: тяжело ей стало в 87 лет обихаживать огромную крестьянскую избу. Дом она продавала, и покупатель нашёлся совсем необычный!
Дело в том, что к тому времени в Мартынове уже много лет выходил собственный журнал «Кацкая летопись» и существовала некоммерческая организация Клуб «Кацкая летопись». Свои названия и журнал, и организация получили по старинному названию здешних мест — волость Кадка, Кацкий стан, изучением истории, культуры, этнографии которых они и занимались. Понятно, что деревне не хватало только музея…
И вот, покупку старинного, 1910 года постройки, дома профинансировала администрация Ярославской области в лице губернатора
Сейчас Музей кацкарей — это уже три крестьянские избы с хозяйственными постройками, подлворье с домашними животными, более двадцати сотрудников. Наши кацкие избы для средней полосы России типичны, но экспозиции в них наполнены местным, кацким, колоритом, а потому неповторимы. Музей — настоящая энциклопедия крестьянской жизни от «А» до «Я», причём экспозиции постоянно уточняются и совершенствуются; сколько бы раз вы ни побывали, обязательно найдёте что-то новое.
Основная музейная экспозиция занимает дом 1910 года постройки площадью 177,7 кв. метра. Посетители могут заглянуть на крыльцо, на сени, в горенку, в куть, под перёд, в каморку, на гандарею, на повети, в подсенницу, на двор и одворицу, в арбан — и всюду старинный кацкий быт. В целом он сходен с бытом среднерусского крестьянина, но внимательный глаз найдёт и отличия. Только в Музее кацкарей можно увидеть обрать (льняную кацкую уздечку), громотуху (погремушку из бычьего пузыря) и множество других оригинальных кацких вещей.
Здесь до сих пор существует колхоз с очень правильным названием «Верный путь», вроде бы правильной дорогой идут, а вот водопровода так и нет, вода только в колодце или на реке. Печь в доме жизненно необходима, без нее дом не обогреешь, еды не приготовишь. Да и до середины 70-х годов печку использовали в качестве бани. Её нужно было хорошо протопить, выгрести уголь и золу, для проверки температуры в печь бросали щепотку муки. Если та не загоралась, это означало, что сильный жар спал и можно мыться. Стелили солому, на которую клали материю, чтобы она не кололось.
Одно из главных правил кацкого народа — на первом месте работа, а с ней воспитываются «старанье» и «сбереженье». Здесь по каждому вопросу односельчане советуются друг с другом. До сих пор на большие праздники, свадьбы, юбилеи собираются всей деревней. Ставятся длинные столы с лавками, угощение готовится в русских печах. Хочу отметить, что деревня не газифицирована, как и многие-многие населенные пункты нашей страны.
я тоже был в Мартыново