489440
31

Ширина ленты:

Белая Коровушка по нёбёсной глобушке! Цельнёй день маскалит -Светлядь, теплядь дарит!

Деревня Мартыново. В старое время на речке да на Грязде жили в своё удовольствие Мартын да Марья. Однако, не заладилось что-то у супругов: разобиделся Мартын, ушёл от жены и построил себе по речке выше избу новую. Вместе-то, как говорится, тесно, а врозь — дак лестно… Но не выдержало Марьюшкино сердце одиночества, пришла она к супругу с повинною. Обрадовался Мартын — помирилися. С тех пор снова вместе живут…
Так рассказывают о начале своей деревни жители Мартынова, и, на удивление, легенда эта подтверждается архивными документами. «Угличские писцовые книги» 17 века знают деревню Марьино на Грязде — первое упоминание о ней относится к 1625 году. А чуть позже, вероятно, во второй половине этого же 17 столетия, появилось на карте Кацкого стана и Мартыново. Долго, до 1821 года, обе эти деревни стояли в двух шагах друг от друга, пока Марьино не запустело — осталось одно Мартынове. Вот и не верь после этого народным побасенкам!
Современное Мартыново — одно из крупнейших кацких селений с числом домов порядка 55-ти и жителей около 160 — все коренные кацкари, ни одного дачника. Старинное Марьино теперь деревенская улица Школьная, а ещё в деревне различают Каменую, Прогонную, Музейную и Хуторскую.

Кацкари из деревни Мартыново.
Кацкари из деревни Мартыново.

Люди, проживающие в этой местности, называют себя кацкарями и разговаривают на своем диалекте. Они чувствуют себя народом в народе. Интересны тем, что в значительной степени смогли сохранить угро-финские корни, полностью не смешались со славяно-русским окружением за столь долгое время соседства. У них отличается не только речь — отличается быт, промыслы. Кацкари бережно относятся к своей истории, благодаря чему сохранились многие поистине уникальные традиции. Поселения этого народа расположились по берегам реки Кадка.

Кацкари из деревни Мартыново.
Кацкари из деревни Мартыново.

Кацкари называют солнце Белой Коровой, ему поклоняются, его воспевают. Маскалит — ходит, перемещается; светлядь — свет; теплядь — тепло.

Кацкари говорят нараспев, при этом они окают: стокан, торелка, боран, робота, зобота), а еще кацкари ёкают (морё, подпольё, полё, вареньё, ты знаёшь). Причем удаение ставится не на букву Ё. В Кацком стане на этом диалекте говорит около 2000 жителей в 80-и населенных пунктах, расположенных по течению реки Кадка. К слову, Фёдор Иванович Тютчев был кацкарь. Его дедушка и бабушка жили в селе Знаменском на берегу реки Кадки.
Если вы попадете в эти края, то обязательно удивитесь, услышав местную речь. Вот несколько примеров. Если вы хотите сказать, что купили пироги, то в кацком стане это будет звучать так: «Я обызъянился пряжонцами». Образование слова «обызъянился» никак не связано со словом «обезьяна», а означает «получил изъян, понес напрасную трату, ущерб». Про человека, который болел, но поправился, можно сказать «опнался» — пережил болезнь, а можно «позубел» — просто выздоровел. Обратите внимание, какой разный смысл содержится в этих словах! Приезжих или жителей соседних сёл кацкари называют «заволосными» — живущими за их волостью. Заволосные не всегда понимают, о чём бахорят кацкари. Любой, кто попадает в деревню Мартыново, услышав живой кацкий диалект, начинает невольно улыбаться и даже смущаться. Режущее слух слово «говеный» здесь обозначает — плохой, образование этого слова пошло от слова «говеть», а не от того слово, которое многим приходит на ум, когда его слышат.

Кацкари из деревни Мартыново.
Кацкари из деревни Мартыново.

Особенностей у кацкарей «цельнёё голомёно». Кацких диалектных слов около двух тысяч, и если «бахорить по-кацкие, заволосные-то не больнё и смустят про што розговор». Вот несколько примеров слов и словосочетаний из кацкого словаря:

Вздра́вствуйтё, ра́жоё бёло́ - здравствуйте; да́рома — хорошо; говено — плохо; бахо́рить — говорить; примаска́лить (образовано оно не от слова «москаль», а от «маск» — «путь» по финно-угорски) — прибыть, приехать, прийти; мантурить — работать; бёло — утро; заволо́сной — живущий за пределами волоси Кадки; славильница — красавица; семнадка — девушка; громотуха — погремушка; серёда — среда; сва́рьба — свадьба (от слова «сварить»); гло́бка — путь; писи́га — фотоаппарат (телефон, камера и прочее в этом ряду); прилобу́ниться — стукнуться лбом; долголя́хой — человек высокого роста; ба́ять — говорить красиво, по делу; баранди́ть — говорить недело; це́льнёё голомено — очень много; то́рить голову загня — идти с высоко поднятой головой; гляже́нной — тот, кто смотрит (зритель, турист); гло́бка — тропка; ето — это; бо́льнё ши́бко — очень; неслетьё — холодное и дождливое лето; издоха — смерть.

Кацкари из деревни Мартыново.
Кацкари из деревни Мартыново.

На деревенском подворье обитают домашние животные. Это две овечки романовской породы Чиба и Дикарка и их кавалер баран Шурка (правда, его на месте можно и не застать — он очень востребован в деревенском стаде). Регулярно у них появляются ягнятки. Животные очень дружелюбны и общительны, с охотой берут хлеб из рук. Соседи их очень шумные: гуси. Но шумят они по делу: их задача всё и всех увидеть, они могут и пошипеть, если обнаружат неполадки.

Кацкари из деревни Мартыново.
Кацкари из деревни Мартыново.

А в стойле молодая кобылица Мазурка требует к себе внимания! Она тоже любит хлеб и с удовольствием позирует перед фото- и видеокамерами. Ведь в её жилах течёт кровь тяжеловозов! Время идёт, Мазурка растёт быстро и уже пробует ходить в упряжи. Но пока на самых настоящих деревенских санях-розвальнях желающих катают другие деревенские лошади: Майка и Соколко.

Кацкари из деревни Мартыново.
Кацкари из деревни Мартыново.

Сегодня интерес к кацкарям огромный, едут со всей страны, чтобы окунуться в культуру местных жителей, познакомиться с их традициями. Уже и иностранные туристы зачастили в Мартыново. А музеев на сегодняшний день здесь уже три. Есть местный театр, в котором разыгрывается представление— коменничаньё, где гляженные (зрители) окунаются в атмосферу деревенского юмора. Парень, который слева в платочке-просто звезда. Посмотрите видео с ютуба-очень забавно.

Кацкари из деревни Мартыново.
Кацкари из деревни Мартыново.

Коменничанье-веселое представление для туристов.

Кацкари из деревни Мартыново.
Кацкари из деревни Мартыново.

Укорон (миф) о Белой Корове — самый главный у кацкарей. Она и на местном гербе, в самом центре. Белая Корова — это символ Солнца, благополучия, удачи и счастья. Хозяйка, встречая на пороге гостя, кланяется со словами: «Пусть к вам примаскалит Белая Корова». Пожелание доброе — Белая Корова символизирует Солнце, тепло, благополучие и процветание.

Кацкари из деревни Мартыново.
Кацкари из деревни Мартыново.
Кацкари из деревни Мартыново.
Кацкари из деревни Мартыново.

В деревне открылся Музей кацкарей. В 2000 году из деревни Мартынова Мышкинского района Ярославской области уезжала в город к дочери Александра Ивановна Григорьева: тяжело ей стало в 87 лет обихаживать огромную крестьянскую избу. Дом она продавала, и покупатель нашёлся совсем необычный!

Дело в том, что к тому времени в Мартынове уже много лет выходил собственный журнал «Кацкая летопись» и существовала некоммерческая организация Клуб «Кацкая летопись». Свои названия и журнал, и организация получили по старинному названию здешних мест — волость Кадка, Кацкий стан, изучением истории, культуры, этнографии которых они и занимались. Понятно, что деревне не хватало только музея…

И вот, покупку старинного, 1910 года постройки, дома профинансировала администрация Ярославской области в лице губернатора А. И. Лисицына — так начало свою жизнь муниципальное учреждение культуры «Этнографический музей кацкарей»,.или «Музей кацкарей», если коротко.

Сейчас Музей кацкарей — это уже три крестьянские избы с хозяйственными постройками, подлворье с домашними животными, более двадцати сотрудников. Наши кацкие избы для средней полосы России типичны, но экспозиции в них наполнены местным, кацким, колоритом, а потому неповторимы. Музей — настоящая энциклопедия крестьянской жизни от «А» до «Я», причём экспозиции постоянно уточняются и совершенствуются; сколько бы раз вы ни побывали, обязательно найдёте что-то новое.

Основная музейная экспозиция занимает дом 1910 года постройки площадью 177,7 кв. метра. Посетители могут заглянуть на крыльцо, на сени, в горенку, в куть, под перёд, в каморку, на гандарею, на повети, в подсенницу, на двор и одворицу, в арбан — и всюду старинный кацкий быт. В целом он сходен с бытом среднерусского крестьянина, но внимательный глаз найдёт и отличия. Только в Музее кацкарей можно увидеть обрать (льняную кацкую уздечку), громотуху (погремушку из бычьего пузыря) и множество других оригинальных кацких вещей.

Здесь до сих пор существует колхоз с очень правильным названием «Верный путь», вроде бы правильной дорогой идут, а вот водопровода так и нет, вода только в колодце или на реке. Печь в доме жизненно необходима, без нее дом не обогреешь, еды не приготовишь. Да и до середины 70-х годов печку использовали в качестве бани. Её нужно было хорошо протопить, выгрести уголь и золу, для проверки температуры в печь бросали щепотку муки. Если та не загоралась, это означало, что сильный жар спал и можно мыться. Стелили солому, на которую клали материю, чтобы она не кололось.

Одно из главных правил кацкого народа — на первом месте работа, а с ней воспитываются «старанье» и «сбереженье». Здесь по каждому вопросу односельчане советуются друг с другом. До сих пор на большие праздники, свадьбы, юбилеи собираются всей деревней. Ставятся длинные столы с лавками, угощение готовится в русских печах. Хочу отметить, что деревня не газифицирована, как и многие-многие населенные пункты нашей страны.

Местные жители.

Текст взят с сайта https://www.sports.ru/tribuna/blogs/pirouette/815 978.html

Спасо-Влахернский монастырь в Деденёво.
Следующая часть:

Спасо-Влахернский монастырь в Деденёво.

Вокруг Москвы на машине (41 из 48)
Обсуждение фотографии
Григорий Александров
какие гуси-то справные! красавцы!
16 мая 2017 в 09:58

Заходи к нам через соцсеть
и получай больше информации,
лайфхаков и общения!