1/0 Дней/Ночей | 1 Участники |
Одна из небольших осенних прогулочек по центру Москвы. Морозовский садик. Мало кто сможет найти этот труднодоступный садик. Если спросить, какие вообще островки зелени есть у станции метро «Китай-город», то вам ответят — Лубянский сквер и небольшой пятачок перед Политехническим музеем. А Морозовский сад в обрамлении каменных плит найдут не все и не сразу. Главное — не пропустить калитку.
Морозовский сад находится на пересечении Хохловского, Подкопаевского и Большого Трёхсвятительского переулков в одном из наиболее сохранившихся исторических районов Москвы — на Ивановской горке. Сад, занимающий территорию 0,46 Га, входит в перечень объектов озеленения общего пользования. С 2004 года имеет статус объекта культурного наследия регионального значения. Ивановская горка — возвышенная местность в центре Москвы, в восточной части Белого города, один из семи московских холмов.
Предшествующее название — Кокоревский сад — было дано в честь прежнего хозяина
Особняк Морозовых, давший название саду. С 1855 года дом принадлежал славянофилу и меценату Василию Кокореву, коллекционеру картин русских мастеров, предметов народного искусства и быта. Отражением взглядов и увлечений хозяина стала перестройка его собственного дома, произведенная в начале 1860-х годов по проекту архитектора И. Черника. Одни современники писали, что «дом построен в старобоярском стиле», другие — что он «возобновлен самым безобразно-роскошным образом».с 1865 года владельцами усадьбы стали Тимофей Саввич и Мария Федоровна Морозовы, родители знаменитого мецената Саввы Морозова. Они вновь переделали интерьеры дома, а в одном из помещений верхнего этажа устроили старообрядческую домовую церковь. Мария Федоровна, намного пережившая мужа, обладательница 30-миллионного состояния, оставалась хозяйкой дома до 1911 года.
Следующим «узлом» истории старой усадьбы стал 1918 год, когда особняк превратился в штаб мятежных левых эсеров. В усадьбе располагался отряд ВЧК под началом левого эсера Попова. Именно здесь скрылся убийца германского посла Мирбаха Яков Блюмкин. Именно сюда приехал Феликс Дзержинский, чтобы арестовать его, однако сам был взят под арест по приказу Попова. Но уже 7 июля дом Морозова, откуда восставшие обстреливали так хорошо видный Кремль, был разгромлен частями Латышской дивизии. С 1919 г. здесь и в соседнем строении (дом № 3) располагался Покровский концлагерь, в котором содержали, главным образом, бывших царских офицеров и белогвардейцев. С 1920-х гг. и до конца века в особняке располагался детский сад № 304, его можно видеть в кинофильме «Усатый нянь». Большая часть интерьерной роскоши, а также чугунная терраса паркового фасада, за это время были утрачены. Дело довершила реконструкция 2002 года. В наши дни в Морозовском доме располагается Южно-Уральская Промышленная Компания.
А это уже вид на особняк Кноппа из дворов близ Колпачного переулка. В наше время в нем распологалась резиденция ЮКОСа.
Храм Троицы Живоначальной на Грязех у Покровских ворот. Впервые церковь упомянута в документах под 1547 годом. Тогда она именовалась храмом святого Василия. Каменная церковь появилась в 1649 году. В 1701 здание перестраивают. Когда в 1737 году случился пожар в Москве, святыня также пострадала: на паперти была уничтожена кровля, сгорела ограда на колокольне, пострадали одежда и кресты в церковном здании. В 1740 была отстроена колокольня, однако уже через год постройка рухнула, видимо, из-за того, что возвели ее на топком месте. Нынешнее здание храма Троицы Живоначальной на Грязех было возведено в 1861 году. Средства на строительство выделил придворный советник Е. Молчанов, проект постройки принадлежит архитектору
Здание по Чистопрудному бульвару, 14, строение 3 построили в 1908—1909 годах как доходный дом находившейся рядом церкви Троицы что на Грязях. Проект разработал архитектор Л. Кровецкий, а возводить строение было доверено уже инженеру
В основу декора фасада доходного дома заложено оформление каменной резьбой Дмитровского собора, издревле стоявшего в городе Владимире. Причудливо выполненные барельефы птиц и животных, расположенных на здании по Чистопрудному бульвару, 14, некоторые искусствоведы относят к ростовско-суздальскому направлению в русском зодчестве. Стоит отметить, что художник сделал не просто копии средневековых барельефов, а по-новому представил их в свете изменившейся архитектурной эстетики, свойственной началу 20 века — гротескная прорисовка и укрупненный масштаб. Изначально дом был построен в четыре этажа, а по бокам строения возвышались шатровые башни.
В 1945 году была проведена значительная реконструкция дома по проекту и под руководством архитектора
Меншикова башня — Церковь архангела Гавриила в Москве.
Первые упоминания о деревянной церкви в честь Архангела Гавриила относятся к 1551 году. Перестроили ее в камне к 1657 году, а через 22 года (в 1679) году заметно расширили. В конце семнадцатого столетия сподвижник царя Петра I Александр Меньшиков приобретает в этом районе усадьбу, расположенную на Мясницкой улице на месте нынешнего Главпочтамта. Близкое расположение Храма архангела Гавриила к подворью именитого соседа способствовало тому, что Александр Меньшиков стал прихожанином этой церкви. В 1701 году он выделяет деньги на ремонт культового сооружения, но уже в 1704 году отдает приказ о его полном сносе.
Возведение нового Храма архангела Гавриила (Меньшиковой башни) поручено Ивану Зарудному и его подчиненному, европейскому мастеру Доменико Трезини. Правда, последнего через полгода отправили в Санкт-Петербург.В 1706 году Александр Меньшиков передает в дар храму икону Полоцкой Божьей Матери. Князь привез Образ из-под Калища, с места своей победоносной битвы. Согласно легенде, этот Образ Божьей Матери принадлежал кисти известного евангелиста Луки. Пережила икона и большой пожар 1723 года, и переезд в Петербург в 1726 в новую домовую церковь Меньшикова на Васильевском острове, но бесследно пропала в 1727 году после отставки князя.
К 1707 году Храм (Меншикова башня) был структурно завершен. Высота здания со шпилем составила 81 метр, что превышало высоту колокольни Ивана Великого в Кремле на три метра. Это вызвало недовольство у коренных москвичей и так не особенно любивших Александра Даниловича. В 1708 году для башни были приобретены часовой механизм и 50 колоколов (куранты отбивали каждые четверть часа, полчаса и час, а в полдень звучала мелодия из всех колоколов). Шпиль был увенчан флюгером в виде ангела, а стены храма украшала искусно выполненная декоративная лепнина, утраченная в течении 18 века. После отъезда Меньшикова в Петербург финансирование Храма (Меньшиковой башни) прекратилось. Он начал быстро ветшать. Иван Зарудный предупреждал князя о возможных последствиях разрухи, но Александр Данилович уже потерял интерес к своему детищу.
В 1723 году в Храме Архангела Гавриила случился великий пожар. 14 июня, в день отпевания священника, скончавшегося накануне во время вечерней молитвы в стенах Храма, набежала гроза и молния ударила прямо в крест. Загорелся сначала купол сооружения. Затем огонь охватил деревянную ферму, из-за чего начали сыпаться прикрепленные там купола и ломать своды церкви. Много народа, пытавшегося вынести из охваченного огнем здания различные ценности, погибло в этой стихии. Денег на восстановление не выделяли и Храм (Меньшикова башня) простоял в разрушенном состоянии вплоть до 1773 года. Именно в этом году восстановлением культового сооружения занялся Гавриил Измайлов, состоявший в масонской ложе Педагогической семинарии, т.н. мартинистов. Исходя из этого, храм приобрел особые черты и нынешний вид: купол оформили в виде винтообразной свечи, верхний восьмиугольник заменили куполом в стиле барокко, скульптуры по углам нижнего восьмиугольника заменили на вазы. Кроме этого, наружные и внутренние стены Храма украсили масонскими надписями, символами и эмблемами, которые демонтировали лишь в 1852 году по наставлению митрополита Филарета.
В 1792 году в здании усадьбы Александра Меньшикова разместился почтамт, к которому отнесли и Меньшикову башню. Вплоть до конца девятнадцатого столетия церковь считалась ведомственной и называлась Храмом архангела Гавриила при Почтамте. Лишь из-за нехватки денег у почтового ведомства на содержание церкви, она стала приходской. Храм закрыли для богослужений в 30-е годы двадцатого столетия, во времена Советской Власти.
В 1945 году, на Поместном Соборе Русской православной церкви, было решено восстановить Антиохское подворье. Связано это было с приездом на Собор Александра III, его величества Патриарха Антиохского. Открытие подворья при Храме Архангела Гавриила прошло 17 июля 1948 года. Святынями храма считаются иконы Богоматери Благодатное Небо и Архангела Гавриила, обрамленной серебряной ризой.
«Сквер Полководцев» — небольшая лужайка около здания Российского Военно-Исторического Общества на пересечении Кривоколенного (продолжение Потаповского) и Архангельского переулков. На сквере понаставили много всяких разных памятников.
В середине 18 века в Россию переселился из Персии купец армянского происхождения
Шикарное парадное в доме 1/8 по Армянскому переулку. Обращает на себя внимание нарядный металлический козырек над подъездом со стороны Армянского переулка, выполненный в стиле модерн, с двумя кронштейнами оригинального рисунка. Квартиры в доме 4-5-комнатные, во многих из них сохранилась потолочная лепнина, созданная по авторским рисункам, паркет, встроенная мебель. До наших дней дошло также первоначальное оформление парадных и лестниц.
В доме жил сам владелец и строитель дома Петр Микини, инженер путей сообщения и гражданский инженер, а также его брат и совладелец дома инженер-техник Виктор Микини. Остальные квартиры в доме сдавались внаем; на первом этаже, в угловой части, располагался магазин. В 1908—1911 годах одну из квартир в доме снимал известный философ, публицист и общественный деятель Николай Александрович Бердяев.