Дворики и парадные Питера.
Часть 9 из 12 серии: Питер 2017
496770
42

Ширина ленты:

Создано специально для участия в конкурсе «Испанские каникулы!»
http://team.enjourney.ru/zametki/ispanskie_kanikuly51 411
Голосуйте на странице конкурса пжлста, не были в Барселоне с 2013 года!

В Питере огромное количество доходных домов конца 19-начала 20 века. Разного вида и состояния, разных стилей и архитекторов. Но есть несколько выдающихся, эталонных домов того времени, сохранившихся до нашего времени и не убитых в хлам. По ним мы и прогулялись воскресным утром.

Старое окно бывшей конюшни.

Дворики и парадные Питера.
Дворики и парадные Питера.

Закрытый дворик доходного дома Елисеева по переулку Чернышева 14. Здесь мы ожидали, когда появится возможность проникнуть на знаменитую лестницу Барановского.

Дворики и парадные Питера.
Дворики и парадные Питера.

Дворик расписан граффити, на разные темы и сюжеты.

Дворики и парадные Питера.
Дворики и парадные Питера.

Арочный проход на улицу.

Дворики и парадные Питера.
Дворики и парадные Питера.

Попасть на лестницу сразу не удалось и мы потопали посмотреть двор Толстовского дома на ул. Рубинштейна.Толстовский дом — неофициальное, но широко распространённое название знаменитого дома в Санкт-Петербурге (улица Рубинштейна 15-17, или набережная реки Фонтанки 54).Архитектор дома — Ф. И. Лидваль. Дом строился при участии техника Д. Д. Смирнова— ученика Ф. И. Лидваля. Архитектурный стиль — «северный модерн».

Дворики и парадные Питера.
Дворики и парадные Питера.

Первые владельцы домаДом был построен в 1910—1912 годах по заказу генерал-майора графа Михаила Павловича Толстого (внучатого племянника героя Отечественной войны 1812 года П. А. Толстого).

Дворики и парадные Питера.
Дворики и парадные Питера.

В отделке дома видны оригинальные элементы: высокие «ренессансные» арки-проезды, лоджии на верхних этажах, сдержанность и изысканность декоративного оформления, удобство и освещённость жилых помещений. При постройке сразу была предусмотрена прачечная, водопровод, лифты. Этот дом задумывался как дом для всех сословий: в нём были квартиры для людей разного достатка, от скромных до роскошных. В сложную планировку здания включена последовательность трёх соединённых арками проходных дворов, ведущая с улицы Рубинштейна на набережную реки Фонтанки. Из-за неправильной конфигурации участка продольная ось дворов имеет излом, поэтому аркады не образуют сквозной перспективы. Эти три парадных двора Толстовского дома декорированы так же тщательно, как и фасады (по сторонам от дома имеются менее декорированные дворы, куда выходят «чёрные ходы» из квартир Толстовского дома). В отделке фасадов использовались тёсаный известняк, кирпич и штукатурка.

Дворики и парадные Питера.
Дворики и парадные Питера.

В этом доме часто снималось кино:"Александр Попов","Врача вызывали?","Приключения принца Флоризеля","Вам и не снилось…","Зимняя вишня","Рождённая революцией","Женщина в белом","Преферанс по пятницам","Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона","Бандитский Петербург".

Дворики и парадные Питера.
Дворики и парадные Питера.

После осмотра дворов толстовского дома выдвинулись обратно к доходным домам Елисеева.

Дворики и парадные Питера.
Дворики и парадные Питера.
Дворики и парадные Питера.
Дворики и парадные Питера.

В Питере действительно очень много фотогеничной старины.

В дом Елисеева, что на Фонтанке 64 пробрались через открытые ворота, и прямиком направились в парадное-на удивление нас никто не запалил. История двух доходных домов Елисеева тесно связана с Гавриилом Барановским, известным инженером и архитектором. В 1887 году Барановский делает надстройку над домом Г. Г Елисеева для художественной мастерской (угол Тучковой наб. и Биржевой линии). С этой небольшой работы начинается многолетнее плодотворное сотрудничество архитектора с семьей Елисеевых. Первой крупной постройкой (1889 — 1891 гг) стал доходный дом Г. П. Елисеева на Фонтанке, 64.

Фасад дома решен в формах итальянского палаццо. Отказавшись от традиционной сплошной обработки штукатуркой, архитектор применил в обработке фасада облицовочный кирпич и керамику. Первый двор дома также получил полноценную архитектурную обработку, не такую роскошную, конечно, как лицевой фасад.

Аутентичная плитка в парадном.

Непонятно как сохранившиеся за 125+ лет цветные стекла в окнах парадного. Плитка и чугунная отделка лестниц тоже сохранились.

Первый внутренний двор. В оформлении второго этажа привлекает внимание «яйцо» с пятью точками: когда Елисеевы получили потомственное дворянство, то на своем гербе они пожелали иметь пять звезд, символизирующих пять поколений Елисеевых.

Причудливая форма стен.

Котейка на фоне отражения двора.

Зашли еще в одно парадное-в фасадной части дома-лестница значительно более представительная.

Это внутренний корпус во втором дворике-уже без особой отделки.

Черный ход .

Перспективу второй арки замыкает расшитая глубоким рустом стена и фонтан со львом. Здесь располагались хозяйственные помещения, дворницкая и квартира швейцара.

Вернулись дворами к дому Елисеева в Чернышевом переулке 14, к заветной лестнице. Как и предыдущий, этот дом имел паровой лифт, отопление и водопровод. Однако функциональная схема дома совершенно отлична. Архитектор вынес лестницу и лифт в отдельный цилиндрический объем, который обслуживает как квартиры лицевого, так и квартиры дворового корпуса. Таким образом к парадному подключалось вдвое больше квартир, чем при обычной компоновке, исключались контакты большинства жильцов дома с затесненными хозяйственными дворами. Вот и вид на лестницу из двора колодца.

Первый этаж лицевого корпуса занимали магазины: каждый из них имел отдельный вход с улицы и служебный вход со двора. На первом этаже дворового корпуса находились обычные в то время конюшни и сеновал; от жилых этажей их отделяло железобетонное перекрытие. Со стороны большого двора, открытого в сторону Петровского училища, находилась и самая большая квартира с высоким залом-мансардой и галереей; эта квартира занимала весь 6-й этаж. В окнах парадной лестницы сохранилось довольно много старого желтого стекла с рисунком. По мнению архитектора, при сумрачной дождливой погоде желтые стекла делали освещение более теплым, «солнечным» и приятным глазу.

Завораживающая геометрия винтовых пролетов.

Сохранилась оригинальная лифтовая шахта с кованной отделкой-лифт современный.

Построенные Барановским дома Елисеевых благодаря единству отделки воспринимаются с улицы как один комплекс, хотя в действительности таковым и не являются: участки отделены друг от друга глухими брандмауэрами. Примерно в то же время архитектор вел капитальный ремонт дома на третьем смежном участке Елисеевых — на углу Чернышева переулка и набережной Фонтанки (б. дом Кудрявцевой). В дальнейшем именно в этом доме разместятся типография и издательство Барановского «Строитель»; здесь поселится и он сам.

Заметим также, что после строительства Гавриил Васильевич стал управляющим всех этих домов, что, надо полагать, благоприятно отразилось на его благосостоянии: уже в 1897 году он строит свой собственный доходный дом на Ямской. Но это уже совсем другая история…

Ну и напоследок зашли во дворик знаменитого доходного дома у пяти углов. Рубинштейна 40. Доходный дом Ш. З. Иоффа. В 19 в. на месте этого здания находился трёхэтажный дом купцов Лапиных. В 1825 г. они просили «вместо черепицы крышу покрыть железом, в заборе сделать лавочку для продажи хлеба и сбитня».Дом простоял без изменений до 1913 г., когда его купил у наследников Лапина богатый комиссионер Ш. З. Иофф. Среди других домов на Пяти углах выделяется дом по Загородному пр., 11 — ул. Рубинштейна, 40. В нем словно отражается кусочек Петроградской стороны, где мы часто видим похожие дома. И башня, и форма окон, и различные архитектурные детали — все это убеждает нас в том, что это здание является памятником архитектуры эпохи неоклассицизма. Высокая башня с пятью окнами-люкарнами царит над Пятью углами, служит ориентиром в городском пространстве.

Фасад дома, выходящий на ул. Рубинштейна, симметричен. Первый и второй этажи строились для размещения торговых залов, поэтому их наружная отделка наиболее скромна: большие окна разделены гранитными простенками, видно, что плиты серого гранита декорируют кирпичную кладку здания. Третий, четвертый и пятый этажи — словно особая постройка. Венецианские окна третьего этажа имеют полукруглые, открывающиеся внутрь фрамуги. Стоящие по сторонам оконных проемов кариатиды поддерживают ложные балконы окон следующего этажа. На четвертом этаже сандрики в виде треугольных фронтонов, опирающихся на кронштейны, в углублении сандриков — что-то похожее на изображение птицы. В сандриках над эркерами размещены увитые змеями кадуцеи Гермеса — символ бога торговли, путешествий и обмана. Карнизы третьего этажа и крыши дома поддерживают мощные модульоны. Все массивно, добротно, и вместе с тем — легко и воздушно.

С домом связаны трагические судьбы конца 1930-х гг. Здесь жила дочь Корнея Ивановича Чуковского, писательница и публицистка Лидия Корнеевна Чуковская. Ее мужем был замечательный ученый-физик и писатель, автор популярных книг по физике Матвей Петрович Бронштейн, который был арестован и расстрелян. После этого дом часто посещала Анна Андреевна Ахматова. Сын Анны Андреевны Лев Николаевич Гумилев находился тогда в тюрьме на Шпалерной, 10. С этого времени началась дружба двух обездоленных женщин…

Дворик-колодец цилиндрической формы.

Не мог пройти мимо аппетитного указателя во двориках возле улицы Рубинштейна.

Невская Панорама
Следующая часть:

Невская Панорама

Питер 2017 (10 из 12)
Обсуждение фотографии
Мишка Квакин
знаменитый Ленинградский двор-колодец.
11 июля 2017 в 23:15

Александр Петрушин
Мишка, ага, всегда интересно в небо снизу смотреть. забавная перспектива.
12 июля 2017 в 07:28

Обсуждение фотографии
Мишка Квакин
такая лужа не радует...
11 июля 2017 в 23:16

Галина Жукова
Мишка, Зато как живописно!
11 июля 2017 в 23:38

Александр Петрушин
Галина, в подвал бы эта вся вода не ушла, а то много огорчения жильцам дома может принести.
12 июля 2017 в 07:29

Василий Краморов
ощущение, что луже не один год..
12 июля 2017 в 08:30
1

Обсуждение фотографии
Василий Краморов
портрет современной физкультурницы нарисован..
12 июля 2017 в 08:29

Обсуждение фотографии
Василий Краморов
пощупал кто-то трубу..
12 июля 2017 в 08:30

Обсуждение фотографии
Василий Краморов
не везде же вандалы разгуливают, вот и сохранилось всякое старинное и красивое.
12 июля 2017 в 08:31

Обсуждение фотографии
Василий Краморов
кошечка греется на машинке..
12 июля 2017 в 08:32

Обсуждение фотографии
Василий Краморов
красивая лесенка и перила шикарны.
12 июля 2017 в 08:33

Обсуждение фотографии
Сергей СВ
Классный ракурс
20 июля 2017 в 18:17

Обсуждение фотографии
Сергей СВ
!!!
20 июля 2017 в 18:17

Заходи к нам через соцсеть
и получай больше информации,
лайфхаков и общения!