Создано специально для участия в конкурсе «Испанские каникулы!»
http://team.enjourney.ru/zametki/ispanskie_kanikuly51 411
Голосуйте на странице конкурса пжлста, не были в Барселоне с 2013 года!
В Питере огромное количество доходных домов конца 19-начала 20 века. Разного вида и состояния, разных стилей и архитекторов. Но есть несколько выдающихся, эталонных домов того времени, сохранившихся до нашего времени и не убитых в хлам. По ним мы и прогулялись воскресным утром.
Старое окно бывшей конюшни.
Закрытый дворик доходного дома Елисеева по переулку Чернышева 14. Здесь мы ожидали, когда появится возможность проникнуть на знаменитую лестницу Барановского.
Попасть на лестницу сразу не удалось и мы потопали посмотреть двор Толстовского дома на ул. Рубинштейна.Толстовский дом — неофициальное, но широко распространённое название знаменитого дома в Санкт-Петербурге (улица Рубинштейна 15-17, или набережная реки Фонтанки 54).Архитектор дома —
Первые владельцы домаДом был построен в 1910—1912 годах по заказу генерал-майора графа Михаила Павловича Толстого (внучатого племянника героя Отечественной войны 1812 года П. А. Толстого).
В отделке дома видны оригинальные элементы: высокие «ренессансные» арки-проезды, лоджии на верхних этажах, сдержанность и изысканность декоративного оформления, удобство и освещённость жилых помещений. При постройке сразу была предусмотрена прачечная, водопровод, лифты. Этот дом задумывался как дом для всех сословий: в нём были квартиры для людей разного достатка, от скромных до роскошных. В сложную планировку здания включена последовательность трёх соединённых арками проходных дворов, ведущая с улицы Рубинштейна на набережную реки Фонтанки. Из-за неправильной конфигурации участка продольная ось дворов имеет излом, поэтому аркады не образуют сквозной перспективы. Эти три парадных двора Толстовского дома декорированы так же тщательно, как и фасады (по сторонам от дома имеются менее декорированные дворы, куда выходят «чёрные ходы» из квартир Толстовского дома). В отделке фасадов использовались тёсаный известняк, кирпич и штукатурка.
В этом доме часто снималось кино:"Александр Попов","Врача вызывали?","Приключения принца Флоризеля","Вам и не снилось…","Зимняя вишня","Рождённая революцией","Женщина в белом","Преферанс по пятницам","Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона","Бандитский Петербург".
В дом Елисеева, что на Фонтанке 64 пробрались через открытые ворота, и прямиком направились в парадное-на удивление нас никто не запалил. История двух доходных домов Елисеева тесно связана с Гавриилом Барановским, известным инженером и архитектором. В 1887 году Барановский делает надстройку над домом Г. Г Елисеева для художественной мастерской (угол Тучковой наб. и Биржевой линии). С этой небольшой работы начинается многолетнее плодотворное сотрудничество архитектора с семьей Елисеевых. Первой крупной постройкой (1889 — 1891 гг) стал доходный дом
Фасад дома решен в формах итальянского палаццо. Отказавшись от традиционной сплошной обработки штукатуркой, архитектор применил в обработке фасада облицовочный кирпич и керамику. Первый двор дома также получил полноценную архитектурную обработку, не такую роскошную, конечно, как лицевой фасад.
Непонятно как сохранившиеся за 125+ лет цветные стекла в окнах парадного. Плитка и чугунная отделка лестниц тоже сохранились.
Первый внутренний двор. В оформлении второго этажа привлекает внимание «яйцо» с пятью точками: когда Елисеевы получили потомственное дворянство, то на своем гербе они пожелали иметь пять звезд, символизирующих пять поколений Елисеевых.
Зашли еще в одно парадное-в фасадной части дома-лестница значительно более представительная.
Перспективу второй арки замыкает расшитая глубоким рустом стена и фонтан со львом. Здесь располагались хозяйственные помещения, дворницкая и квартира швейцара.
Вернулись дворами к дому Елисеева в Чернышевом переулке 14, к заветной лестнице. Как и предыдущий, этот дом имел паровой лифт, отопление и водопровод. Однако функциональная схема дома совершенно отлична. Архитектор вынес лестницу и лифт в отдельный цилиндрический объем, который обслуживает как квартиры лицевого, так и квартиры дворового корпуса. Таким образом к парадному подключалось вдвое больше квартир, чем при обычной компоновке, исключались контакты большинства жильцов дома с затесненными хозяйственными дворами. Вот и вид на лестницу из двора колодца.
Первый этаж лицевого корпуса занимали магазины: каждый из них имел отдельный вход с улицы и служебный вход со двора. На первом этаже дворового корпуса находились обычные в то время конюшни и сеновал; от жилых этажей их отделяло железобетонное перекрытие. Со стороны большого двора, открытого в сторону Петровского училища, находилась и самая большая квартира с высоким залом-мансардой и галереей; эта квартира занимала весь 6-й этаж. В окнах парадной лестницы сохранилось довольно много старого желтого стекла с рисунком. По мнению архитектора, при сумрачной дождливой погоде желтые стекла делали освещение более теплым, «солнечным» и приятным глазу.
Построенные Барановским дома Елисеевых благодаря единству отделки воспринимаются с улицы как один комплекс, хотя в действительности таковым и не являются: участки отделены друг от друга глухими брандмауэрами. Примерно в то же время архитектор вел капитальный ремонт дома на третьем смежном участке Елисеевых — на углу Чернышева переулка и набережной Фонтанки (б. дом Кудрявцевой). В дальнейшем именно в этом доме разместятся типография и издательство Барановского «Строитель»; здесь поселится и он сам.
Заметим также, что после строительства Гавриил Васильевич стал управляющим всех этих домов, что, надо полагать, благоприятно отразилось на его благосостоянии: уже в 1897 году он строит свой собственный доходный дом на Ямской. Но это уже совсем другая история…
Ну и напоследок зашли во дворик знаменитого доходного дома у пяти углов. Рубинштейна 40. Доходный дом
Фасад дома, выходящий на ул. Рубинштейна, симметричен. Первый и второй этажи строились для размещения торговых залов, поэтому их наружная отделка наиболее скромна: большие окна разделены гранитными простенками, видно, что плиты серого гранита декорируют кирпичную кладку здания. Третий, четвертый и пятый этажи — словно особая постройка. Венецианские окна третьего этажа имеют полукруглые, открывающиеся внутрь фрамуги. Стоящие по сторонам оконных проемов кариатиды поддерживают ложные балконы окон следующего этажа. На четвертом этаже сандрики в виде треугольных фронтонов, опирающихся на кронштейны, в углублении сандриков — что-то похожее на изображение птицы. В сандриках над эркерами размещены увитые змеями кадуцеи Гермеса — символ бога торговли, путешествий и обмана. Карнизы третьего этажа и крыши дома поддерживают мощные модульоны. Все массивно, добротно, и вместе с тем — легко и воздушно.
С домом связаны трагические судьбы конца 1930-х гг. Здесь жила дочь Корнея Ивановича Чуковского, писательница и публицистка Лидия Корнеевна Чуковская. Ее мужем был замечательный ученый-физик и писатель, автор популярных книг по физике Матвей Петрович Бронштейн, который был арестован и расстрелян. После этого дом часто посещала Анна Андреевна Ахматова. Сын Анны Андреевны Лев Николаевич Гумилев находился тогда в тюрьме на Шпалерной, 10. С этого времени началась дружба двух обездоленных женщин…