Кахетия, Сигнахи и монастырь Давид Гареджи
Часть 4 из 4 серии: Майские в Грузии
102550
44

Ширина ленты:
Кахетия, Сигнахи и монастырь Давид Гареджи
Кахетия, Сигнахи и монастырь Давид Гареджи
Кахетия, Сигнахи и монастырь Давид Гареджи
Кахетия, Сигнахи и монастырь Давид Гареджи
Кахетия, Сигнахи и монастырь Давид Гареджи
Кахетия, Сигнахи и монастырь Давид Гареджи
Кахетия, Сигнахи и монастырь Давид Гареджи
Кахетия, Сигнахи и монастырь Давид Гареджи
Кахетия, Сигнахи и монастырь Давид Гареджи
Кахетия, Сигнахи и монастырь Давид Гареджи
Кахетия, Сигнахи и монастырь Давид Гареджи
Кахетия, Сигнахи и монастырь Давид Гареджи
Кахетия, Сигнахи и монастырь Давид Гареджи
Кахетия, Сигнахи и монастырь Давид Гареджи
Кахетия, Сигнахи и монастырь Давид Гареджи
Кахетия, Сигнахи и монастырь Давид Гареджи
Кахетия, Сигнахи и монастырь Давид Гареджи
Кахетия, Сигнахи и монастырь Давид Гареджи

Древнейший монастырь комплекса, Лавра Давида, основан в начале VI в. сирийским монахом Давидом, одним из 13 сирийских отцов, поселившемся в Гареджийской пустыне. В том же VI в. его ученики и последователи Додо и Лукиан основали еще два монастыря — монастырь Додо (Додос Рка) и Натлис-Мцемели (Иоанна Крестителя).

Кахетия, Сигнахи и монастырь Давид Гареджи
Кахетия, Сигнахи и монастырь Давид Гареджи

Эти сухие сведения из справочников не могут передать того, что в 6-ом веке происходит знаменательное событие в духовной жизни Грузии — приход из Антиохии сирийских монахов во главе с игуменом Иоанном. Их целью было учреждение монашеской жизни по антиохийскому уставу и продолжение евангельской проповеди в Грузии. Ученики преподобного Иоанна, великие подвижники и аскеты, отличались высоким искусством богословия и философским образованием. Игумен Иоанн, основал монашескую обитель в Зедазени, разослал своих учеников по всем концам Картли и Кахети, как новых апостолов. Любимый ученик Иоанна Зедазнийского — преподобный Давид, взял монашеский посох, чётки, надел схимнический куколь и отправился в новую столицу Грузии — Тбилиси, город-крепость на перекрёстке дорог из Азии в Европу, из Персии к скифам и сарматам, из Византии к хазарам. В те годы на улицах и площадях можно было увидеть персидских жрецов, одетых в чёрные халаты, индийских браминов и факиров, иссохших от поста, как деревья зимой буддийских монахов, закутанных в жёлтые одеяния, словно спеленованных в саваны, и иудейских раввинов с повязками на лбу, где хранились выписки из Торы.

Преподобный Давид поселился на горе, называемой ныне Мтацминда, или Святой горой, поросшей вековыми деревьями и колючим кустарником. Своими руками он выкопал в недрах скалы пещеру и начал свой духовный подвиг с покаянной молитвы. Он молился о прощении грехов жителей города и каялся, как будто это были его собственные грехи. Такова природа любви: все своё и себя самого отдавать другим, а на себя принимать их тяжесть и боль.

Всё больше людей обращалось в христианство. Гасли «вечные» огни в запустевших капищах зороастрийцев. И враги христианства решили убить Давида. Но не оружием — ведь тогда он сделался бы мучеником, и мёртвый был бы ещё страшней врагам Христа. Решили они, оклеветать его с тем, что бы сам народ изгнал его из города как прокажённого. Они подкупили падшую женщину, и она оклеветала преподобного. Но Господь явил перед всем городом чудо. При стечении множества народа преподобный, коснувшись посохом той беременной женщины, спросил зачатого ребенка: — «Чадо, скажи кто твой отец». Все услышали имя одного огнепоклонника, а женщина тут же разродилась камнем.

После того, как младенец, во чреве недостойной матери, громко обличил её, толпа, не внемля уговорам преподобного, забросала клеветницу камнями. На этом месте и построена церковь, названная Квашветской (от слова ква — камень). Камень клеветы, брошенный в угодника Божьего, превратил в камень ребёнка блудницы, холм из камней скрыл её тело…

Скорбя о казни клеветницы, преподобный положил на волны Куры свою монашескую мантию и вместе со своим учеником Лукианом встал на неё. Свершилось чудо, которое ещё раз наглядно доказало святость Давида. Он поплыл как на ладье, вниз по течению реки. Источник воды, забивший в тот день в пещере, стал считаться чудотворным, и даже в наше время он известен не только в Грузинской Церкви, но и в Русской. Преподобный удалился в Гареджийскую пустынь, изрезанную холмами и горами, похожую на пустыни Египта. Недаром впоследствии Гареджи назвали Иверской Фиваидой.

На месте монашеских подвигов преподобного Давида и Додо в последующие столетия была построена самая большая в Грузии лавра, объединившая 12 монастырей. Преподобный Давид погребён в пещерной церкви, а рядом с ним его ученик Лукиан, по слову спасителя: «Где Я, там и ученик Мой будет»

В Грузии существует предание, что 3 посещения Гареджийской пустыни, равны паломничеству в Иерусалим.

В IX в Илларионом Картвели были сооружены Преображенская церковь и трапезная, впоследствие благоустроенные сыном Давида Строителя Дмитрием, автором знаменитого песнопения «Ты есмь лоза истинная», считающегося шедевром грузинской церковной музыки. В 11 в. монастырь испытал нашествие турок-сельджуков, в 13 В. был разграблен монголами, в конце14 — разорен Тамерланом (Тимуром), в 1615 г. — вновь разорен персидским шахом Аббасом I, когда за отказ отречься от веры было казнено около 5000 монахов и послушников монастыря.

Однако главный ущерб уникальному комплексу был нанесен уже во времена советской власти. В 1948 г. на территории, на которой расположен монастырский комплекс, был создан полигон советской армии, где проводились артиллерийские стрельбы, причем зачастую в качестве мишеней избирались непосредственно объекты монастырского комплекса. В результате деятельности советского военного полигона южная стена церкви Девы Марии, относящейся к монастырю, была разрушена, а стенная роспись церкви полностью уничтожена. О пребывании тут военных красноречиво свидетельствуют и многочисленные надписи, сделанные современными посетителями монастырей прямо на древних росписях, в основном это имена солдат и офицеров. Прекратить вандализм удалось только в апреле 1991 года, когда Грузия объявила утратившим силу постановление от 1948 года о передаче Закавказскому военному округу территорий, на которых находится историко-архитектурный комплекс Давид Гареджи. В настоящее время обитель оживает, проводятся реставрационные работы, ведутся службы.

Городок Сигнахи. Такое чувство, что ты попал в маленькую, но очень уютную Италию. И действительно, замысел архитекторов был таков, чтобы здесь, высоко в горах создать местечко, которое обладало бы запоминающимся колоритом, спутать который с чем-то иным было бы просто невозможно.

Отдельных слов заслуживают и многочисленные скульптуры в Сигнахи. Сколько их здесь точно — никто не знает. Однако все они такие милые и такие сказочные, что, кажется, пройдёт пара минут, и этот доктор на ослике начнёт двигаться, а дама с собачкой непременно опустит свою прекрасную головку для того, чтобы посмотреть, что именно делает её пёсик. Кажется, что девушка на стульчике с букетом цветов сейчас сойдёт на землю, а тамада непременно заговорит и скажет свой самый выдающийся тост!

Тбилиси, день первый
Следующая часть:

Тбилиси, день первый

Майские в Грузии (1 из 4)
Алексей Звягинцев
Грузия конечно просто прекрасна! Прямо теплом веет даже просто от фотографий! :) Ну и вина сразу захотелось! :)
11 сентября 2015 в 15:11
1

Игорь Борщевский
Да,вина надо:)Есть ещё Тбилиси,Гори и скальный город-потом выложу:))
11 сентября 2015 в 15:23

Заходи к нам через соцсеть
и получай больше информации,
лайфхаков и общения!