1/0 Дней/Ночей | 2 Участники |
Ещё одна прогулка по Киеву. Продолжаю закрывать мои «Белые пятна» на карте В этот раз это был Фроловский монастырь и окрестности Андреевского спуска. Начали мы наш путь от ст. метро Контрактова площадь.
Своеобразным украшением Контрактовой площади в Киеве является скульптура Самсона, раздирающего пасть льва. Над Самсоном красуется круглая ротонда на четырех опорах, каждая из которых украшена двойной коринфской колонной. На крыше установлена фигура святого апостола Андрея, а сбоку расположены четыре опоры с солнечным часами. Статуя Самсона в Киеве — одна из наиболее древних. Она была выполнена по проекту архитектора Ивана Григоровича-Барского, потомка известного на Подоле семейства, и установлена в 1749 году. Вместе со статуей здесь же появилась новая беседка, в тени которой горожане могли отдохнуть.
По одной легенде на месте нынешней статуи Самсона когда-то в древности бил священный родник. Жители свято верили, что от этого родника зависит судьба Киева: город будет стоять пока функционирует родник.
Между Андреевским спуском и музеем аптеки, впритык к Контрактовой площади и как раз напротив Гостиного двора находится церковь Успения Богородицы Пирогощи. Сей храм настолько древний, что упоминается в «Слове о полку Игоревом». Был полностью разрушен советской властью в 1935 году и отстроен заново в 1998 году. Происхождение названия храма по сей день точно не установлено. По одной версии во времена Киевской Руси в храме находилась византийская икона Богородицы, называемая Пирогощей (от древнегреческого слова «пирготисса» — «башенная»). В Византии так называли иконы, которые размещались в башнях монастырей или крепостей. Согласно Лаврентьевской летописи (одна из древнейших русских летописей. Рукопись хранится в Российской национальной библиотеке в Санкт-Петербурге. Название летопись получила по имени монаха Лаврентия, который её написал) построен в 1132—1136 годах при княжении сына Владимира Мономаха — Мстислава Великого, на Подоле, у подножия Замковой горы. В те времена церковь представляла собой небольшой трёхнефный храм, увенчанный куполом. Стены свода были украшены фресками, пол — глазурованными и мозаичными плитами.
В 1240 году храм был почти разрушен при нашествии монголов. К 1474 году восстановлен и празднично освящён, однако уже в 1482 году вновь сильно пострадал при набеге крымского хана Менгли-Гирея на Киев. В 1613—1614 годах после пожара 1611 года церковь была реконструирована итальянским архитектором Себастьяно Браки.
Я помню, как в один из давних приездов в Киев году в 1996, велись тут археологические раскопки, в результате чего был обнаружен древний фундамент, на котором и построили заново этот древний храм.
Церковь Николы Притиска является одним из самых древних памятников, сохранившимся на Подоле. Церковь построена на средства киевского мещанина по прозвищу Железный Грош в 1695—1707 годах (по другим источникам — в 1631 году) в стиле украинского барокко. Эта небольшая церковь очень похожа на украинские крестообразные деревянные храмы.
Флоровский монастырь существовал еще до опустошения Киева Менгли-Гиреем (1482 г.). Первое документальное свидетельство о монастыре — грамота от 1566 г. польского короля Сигизмунда 2 киевскому воеводе князю Константину Константиновичу Острожскому. В ней говорится о закреплении за протопопом Яковом Гулькевичем и его потомками-священниками права удерживать издавна существовавший монастырь при церкви свв. Флора и Лавра и чинить там службу по греческому обычаю и закону,
В 1711 г. по воле Императора Петра I ко Флоровскому был присоединен Вознесенский женский монастырь (основан в начале 17 в.), находившийся напротив Св. врат Лавры (ныне на этом месте — бывший арсенал Киево-Печерской крепости). Вознесенский собор освящен в 1732 г. Остальные храмы (Воскресенский, Казанский, трапезный Тихвинский и кладбищенский Свято-Троицкий), келейные корпуса и др. здания устроены в 19 в. (после опустошительного пожара 1811 г.). До 1920-х годов в монастыре находилась чудотворная Руденская икона Божией Матери До 1917 г. в обители было 5 каменных храмов:
- Вознесенский собор построен в 1722 — 1732 гг.;
- Трапезный 2-этажный каменный храм сооружен на месте сгоревшего древнего деревянного Флоровского храма. В нижнем этаже — теплый храм во имя свт. Николая; холодный верхний храм — в честь Тихвинской иконы Богородицы, надстроенный в 1818 г.;
- Воскресенский храм — в 1811 г. (первый после опустошительного подольского пожара того года);
- Казанский храм с приделами во имя мчч. Флора и Лавра и во имя Ап. Иоанна Богослова — в 1841 г.;
- Свято-Троицкий кладбищенский храм с приделом в честь Ахтырской иконы Богородицы — в 1857 г.3-ярусная колокольня со Святыми вратами в нижнем ярусе появилась в первой половине 18 в. Первоначально два верхних яруса были деревянными. Они сгорели во время пожара 1811 г.; огонь был такой силы, что плавились колокола. В 1821 г. при реконструкции колокольни ее выполнили полностью каменной.
Возращаясь к надписи на воротах обители-внутри монастыря живет великое множество кошек, видно их сюда исправно подбрасывают окрестные жители. Эта ласковая киса сама пришла к нам поиграть.
В 1870 г. при обители на собственные средства было открыто училище для девочек из бедных семей различных сословий. Кроме того, с конца 19 в., здесь существовали богадельня (к 1918 г. здесь на полном монастырском обеспечении находились 100 чел.) и больница (на 10 коек). Всех зданий (и каменных, и деревянных) к 1918 г. было 38. В 1929 г. монастырь был закрыт. В 1934 г. был разрушен храм Св. Троицы на монастырском кладбище. В 1942 г. монастырь открылся и более не закрывался. Но в 1960 г. были отобраны Казанский храм (перестроен под пошивочный цех), Воскресенский и трапезный храмы (для мастерской по реставрации икон объединения «Укрреставрация») и много келейных корпусов. Сейчас в обители все богослужения проходят в Вознесенском соборе. Все храмы (кроме разрушенного Свято-Троицкого) возвращены монастырю. Восстанавливается Казанский храм. Как и в былые времена, Флоровский монастырь является своекоштным (необщежительным).
От монастыря двинулись в сторону Андреевского спуска. Такой вот попался по пути антикинотеатр.
Очень многие считают Андреевский спуск визитной карточкой города. Это тот самый случай, когда одна улица являет собой музей истории, архитектуры, литературы и художественного искусства. Это не просто городской элемент инфраструктуры, который с давних времен соединяет верхнюю центральную часть Киева с Подолом (некогда торговой частью города). Это его душа, полная мистических легенд и преданий.
Свое название спуск получил благодаря Андреевской церкви, построенной вверху улицы (в середине 18 века). Во времена Киевской Руси, когда спуск назывался именем Святого Андрея Первозванного, он был наиболее коротким путем, чтобы добраться из Верхнего города в Нижний. Верхний был известен Софией Киевской и Золотыми Воротами, в Нижнем же располагался городской порт и ремесленнические кварталы. Да-да, это тот самый Подол (Еврейский квартал), без которого, как поется в известной песне, «Киев невозможен». Исторически сложилось так, что эта часть города считалась районом бедняков аж до средины прошлого века. Сейчас же это очень престижное место. На рубеже 19-20 столетий была произведена наиболее существенная застройка Андреевского спуска. На улице стали обосновываться многие известные деятели науки и культуры: ученые, художники, писатели, скульпторы, композиторы.
Музей Булгакова расположен в доме (правый желтенький), хорошо известном читателям Михаила Афанасьевича по роману «Белая гвардия». Это здание писатель
Своих героев автор поселил там, где жил сам во время тех же событий — в доме № 13. Кстати, Булгаков проживал также в доме № 38, который расположен напротив Андреевской церкви.
Галерея Карась
Уютная галерея в старом доме на Андреевском спуске. Галерея Карась занимается организацией и проведением выставок как в Украине, так и за рубежом, экспертизой художественных произведений, продажей работ, созданием коллекций, издает различные художественные каталоги, занимается кураторской работой. Помещения галереи арендуют для проведения выставок и вернисажей.
Замок Ричарда
Многие связывают название этого памятника архитектуры с именем Ричарда Львиное Сердце, но, вопреки этому заблуждению, к этому английскому королю здание не имеет ни малейшего отношения.
Дурная слава начала сопутствовать дому ещё с момента строительства. Вначале был ужасный пожар, посеявший первые зерна страха. Потом хозяина дома Дмитрий Орлов был загадочно застрелен. Вдова Орлова, оставшись с пятью детьми на руках, была вынуждена продать дом. Следующие владельцы сменялись ну очень часто. Душераздирающие стоны и вой, которые часто звучали в печных и вентиляционных трубах были причиной такой частой смены хозяев. Происхождение этих звуков никто не мог объяснить. В советское время тут обустроили коммуналки, но жильцы съехали. Дом не избавился от своей мистической ауры и поныне. Несколько раз сооружение меняло владельцев и инвесторов, устанавливались и переносились «окончательные» сроки, когда замок откроет двери перед первыми посетителями, и все зря — дом как стоял, огороженный строительным забором, так и продолжает себе стоять. Хотя работы уже подошли к концу.
Замечательные росписи на доме рядом с Андреевской церковью, вообще дом химер-это совершенно другое здание в Киеве. Не знаю, почему авторы росписей так назвали свой проект.