3/2 Дней/Ночей | 2 Участники |
«Нет на Руси для русского художника святее и плодотворнее дела, как украшение храма» В. Васнецов
На этой фразе можно остановится. На мой взгляд это самый красивый православный собор в мире, если говорить о его внутреннем офрмлении.
«…Работу обязуюсь исполнять со своими помощниками и из своих доброкачественных материалов в течение двух лет со дня подписания сего условия», — значилось в подписанном Васнецовым договоре. Но работа растянулась на целых 11 лет.
Кисти
Время для съемки я выбрал неудачное, просто проходил вечером мимо собора с широкоугольным темным объективом, да ещё попал на вечернюю службу, много было добрых христиан. Я давно заметил, что верующие люди не любят людей с фотоаппаратами, но я купил билет на фотосъемку и меня не изгнали из храма. Но затея фотографировать слабоосвященный храм на темный объектив конечно была не из умных.
Днем храм весь пронизан светом, а вот в темное время, освященный скудно, он выглядит мрачно, но даже интереснее. Яркие образы, созданные Васнецовым, рельефно выступают из стен. Это не лубочные святые-горящие взоры, властные жесты, гордые лица.
Бог Отец, суровый бог Авраама и Иакова, древний бог Иудеи, Крестная Смерть (распятие) и Богоматерь с младенцем Иисусом.
Два года ушло у Васнецова только на центральную фигуру Богородицы. Она легко и неторопливо идет навстречу зрителям. Царица Небесная несет грешному миру своего Сына. Ее большие, полные печали и любви карие глаза ласково смотрят на зрителя. Необыкновенно прекрасно ее бледное, озаренное внутренним светом лицо. Традиционный образ Богоматери получил под кистью Васнецова оригинальную и своеобразную трактовку. Этот образ с тех пор называют «Васнецовской Богоматерью». Сам Виктор Михайлович считал эту работу главным делом всей своей жизни. «…Глаза всех фигур Васнецова — традиционные глаза византийской иконографии — преувеличенно большие, все одинакового разреза, одинакового цвета. Сплошная чернота окраски делает их бездонными и позволяет воображению населять их глубь всеми оттенками мистических чувствований», — замечает один из исследователей росписей собора.
Красивая история.
В 1885 году во время посещения собора вице-губернатором Баумгартеном и Адрианом Праховым, им обоим на только что отштукатуренной запрестольной стене открылось видение Богородицы с младенцем на руках. О чудесном явлении лика Божьей Матери тут же пошли слухи, которые дошли до митрополита. Тот попросил Прахова немедленно написать заметку в газету, и объяснить публике, что никакого чуда совсем нет, что изображение-де всего-навсего от пятен сырости на штукатурке. Как повелели, так Прахов и сделал. Виктор Васнецов, уже отказавшись от работы во Владимирском, весенним вечером на даче, был просто поражен образом своей супруги с сыном младенцем на руках. Ребенок потянулся к открывшемуся ему дивному зрелищу весеннего сада и всплеснул руками. Вид женщины с младенцем настолько поразил Васнецова, что ему вдруг пришла мысль, как хорошо было бы написать Богородицу с младенцем, такими, как только что представшие перед глазами дорогие ему люди. Он тут же принял решение расписывать Собор и на другой день послал Прахову телеграмму о своем согласии… Впоследствии, когда Васнецов представил Прахову свои эскизы алтарного образа Богоматери, тот извлек и показал художнику сделаны когда-то набросок проступившего на штукатурке изображения. Сам Прахов рассказывал, как поразился Васнецов точному совпадению обоих изображений образа Божьей Матери. На несколько минут утратив дар речи, впоследствии он произнес сакраментальную фразу: Это был заказ Божий. Около двух лет писал Васнецов этот образ. Когда леса были убраны, открылся совершенно потрясающий вид иконы Богоматери. Вот она легко и неторопливо идет навстречу зрителям. Царица небесная несет грешному миру своего Сына… ее большие, полные печали и любви карие глаза ласково смотрят на зрителя. Необыкновенно прекрасно ее бледное, озаренное внутренним светом лицо. Образ наполнен любовью и человеческой красотой. Традиционный образ Богоматери получил под кистью Васнецова необыкновенно оригинальную и свободную трактовку. Этот образ стали называть с тех пор Васнецовской Богоматерью.
В следующее посещение Киева обязательно приду в собор днем, со светосильным зумом и сфотографирую всё по-людски
Тут интересно написано про Васнецова и православие