15/14 Дней/Ночей | 2 Участники |
Байон находится в центре Ангкор Тома в храмовом комплексе Ангкор, на пересечении четырех дорог, ведущих в Ангкор Том, которые приводят прямо к храму. К Байону ведет каменная крестообразная площадка, состоящая из двух ярусов и обрамленная кое-где скульптурами львов и нагов, по обеим сторонам от которой ранее были небольшие водоемы. Входов в Байон четыре (основные) и еще по два с каждой из сторон (дополнительные), центральный вход расположен с восточной стороны.
Можно сказать, что Байон конкурирует с Ангкор-Ватом за звание любимого архитектурного монумента туристов. Оба храма вызывают схожее впечатление, однако разнятся в цели, дизайне, архитектуре и убранстве. Храм скрыт от взора густыми джунглями, поэтому тот факт, что Байон расположен в самом центре Ангкор-Тхома, был выявлен не сразу.
Байон был построен почти через 100 лет после Ангкор-Вата. У нас нет сведения о его первоначальной структуре и самых ранних постройках. Поскольку Байон был расположен в центре императорского города, то вполне возможно, что изначально он являлся храмом-горой, символизировавшим Гору Меру. На втором этапе строительства была расширена средняя часть храма. Байон, который мы видим сегодня, представляет собой результат третьего, заключительного этапа строительства.
Более 200 больших ликов, вырезанных на 54 башнях, придают храму великолепие и королевскую роскошь. «Лица со слегка изогнутыми губами и опущенными веками не произносят ни слова, однако заставляют посетителей теряться в бесконечных догадках», — писал Женнерат де Берски в 1920 году. Принято считать, что четыре лица на каждой из башен являются изображениями Авалокитешвары и символизируют вездесущность императора. Отличительные черты этих лиц — широкий лоб, опущенные глаза, раздувающиеся ноздри, толстые губы со слегка поднятыми уголками — характеризуют знаменитую «улыбку Ангкора».
Особенность Байона является отсутствие огораживающей стены. Защитой храма служила стена, огораживающая город Ангкор-Тхом. Первоначальный архитектурный план Байона был прост и включал в себя три уровня. Первый и второй уровень представляют собой квадратные галереи с барельефами. Доминантой третьего уровня является центральное святилище, имеющее круглую форму.
Барельефы Байона расположены в двух галереях. Барельефы во внутренней галерее изображают мифические сцены. Барельефам во внешней галерее нет равных во всем Ангкоре. Они изображают различные стороны повседневной жизни кхмеров (рынки, рыболовство, праздники с петушиными боями и жонглерами), а также исторические сцены с битвами и торжественными процессиями. Барельефы высечены более глубоко, чем в Ангкор-Вате, но сами изображения отличаются меньшей стилизованностью. Сцены представлены преимущественно на двух или трех горизонтальных панелях.
Многообразие лиц, изображенных на разных уровнях, производит невероятное впечатление. «Божественность в великолепии и размерах; загадка в выражении лиц», — так писал об этих изображениях Берски, впервые увидев их в 20-х годах прошлого столетия.
Убранство на колоннах перед входной башней с восточной стороны является характерной чертой байонского стиля и смотрится особенно красиво. Убранство представляет собой изображения апсар, чаще всего это группа из трех апсар, танцующих на ложе из лотосов. Апсары расположены в треугольной форме, причем фигура в центре больше, чем фигуры по бокам.