Киево-Печёрская Лавра
Часть 11 из 12 серии: Красавец Киев
406770
42

Ширина ленты:

Киево-Печерская лавра ― православный мужской монастырь, древнейший и один из самых значительных монастырей на Руси. На протяжении столетий главной достопримечательностью Киево-Печерской лавры являются пещеры, в которых подвизались святые основатели русского монашества. Впервые пещеры лавры упоминаются в «Повести временных лет» преподобного Нестора Летописца (нач. XII в.).Основателем пещерного затворничества на месте будущей обители летописец называет священника Илариона, выдающегося подвижника и богослова, служившего в храме Двенадцати апостолов в киевском предместье Берестове. Отец Иларион избрал для молитвенного уединения живописный холм неподалеку от Берестова и подобно первым христианским подвижникам, ископав в нем двухсаженную пещеру, затворялся в ней для молитвы. Выдающийся церковный и государственный деятель, духовник Ярослава Мудрого, Иларион в 1051 году стал первым русским по происхождению митрополитом. По избрании его на Киевскую кафедру пещерка в Берестове опустела. В том же году в ней поселяется вернувшийся с Афонской Горы преподобный Антоний Печерский, положивший здесь начало монашескому деланию. Именно это дату ― 1051 года, Нестор Летописец указывает как год основания пещерной обители.

Киево-Печёрская Лавра
Киево-Печёрская Лавра

Церковь Спаса на Берестове. Церковь возводилась как центральный собор Спасо-Преображенского монастыря в селе Берестове, резиденции князей Мономаховичей. Сам монастырь упоминается в 1072 г. При этом большинство исследователей считают, что строилась церковь Спаса на Берестове во времена правления князя Владимира Мономаха (1113—1125 годы).Село Берестово упоминается с 980 г. — название получило от окружавшего его березового леса. «Повесть временных лет» говорит о храме Святых Апостолов на Берестове, где служил автор «Слова о Законе и Благодати» священник Иларион, «муж благ, и книжник, и постник», избранный митрополитом Киевским (1051 г.).Церковь Спаса на Берестове стала усыпальницей рода Мономаховичей, здесь же в 1157 году был похоронен и основатель Москвы — князь Юрий Долгорукий.

Киево-Печёрская Лавра
Киево-Печёрская Лавра

Церковь Всех Святых на Экономических воротах Киево-Печерской лавры, 1696 — 1698 гг. Построена одновременно с монастырскими стенами. В 1718 г. пострадала от пожара, сгорели все деревянные конструкции. Восстановлена в 1718 — 1727 гг. В XVIII в. к южной стороне церкви пристроена аркада, установлен иконостас.

Киево-Печёрская Лавра
Киево-Печёрская Лавра

Территория лавры состоит из двух частей-справа храмовый комплекс Успенского собора, музеи, а слева -действующий монастырь и подземные пещеры с мощами 108 канонизированных святых.

Киево-Печёрская Лавра
Киево-Печёрская Лавра
Киево-Печёрская Лавра
Киево-Печёрская Лавра

Слева экономический корпус, прямо площадь Успенского собора.

Киево-Печёрская Лавра
Киево-Печёрская Лавра
Киево-Печёрская Лавра
Киево-Печёрская Лавра

Такой забавный памятный камень.

Киево-Печёрская Лавра
Киево-Печёрская Лавра
Киево-Печёрская Лавра
Киево-Печёрская Лавра

Вид на Успенский собор от экономического корпуса.

Киево-Печёрская Лавра
Киево-Печёрская Лавра

Звонница Лавры. Построена в 1731—1745 гг. архитектором Шеделем. Высота 96,52 м. Входит в пятерку высочайших православных колоколен. Даже Ивановская колокольня Московского Кремля оказалась на 11 метров ниже. Говорят, Иоганн Шедель, расписываясь в платежной ведомости, начертал по-немецки: «Сия звонница в Киево-Печерской лавре трудом моим сделанная, каким образом по всей Руси и в Европе другой не обыщется… и на вечность оная звонница стоять будет». И оказался прав. Даже после того как в 1941 году был взорван Успенский собор, колокольня устояла.

Помещения Трапезной церкви от палаты отделено раздвижными металлическими дверями, выполненными по проекту В. Николаева (1893-1895). Современная трапезная палата — это просторное, разделенное вдоль металлическими столбами на три части помещения. Около центрального столба находилась кафедра, из которой во время трапезы читали жития святых

С приходом гитлеровцев в Киев во время оккупации, Успенский собор был разграблен, а 3-го ноября 1941-го года храм был взорван немцами. Во время войны, с главного храма Киево-Печерской лавры, в Германию вывезли множество материальных и художественных ценностей, в том числе серебряные Царские врата, 120 серебряных риз, драгоценные оправы, украшавшие алтарь и жертвенник, 3 серебряные гробницы и несколько Евангелий в окладах. Только небольшую часть этих уникальных и невероятно ценных произведений искусства были возвращены. От собора остался лишь одна глава-на фото слева.

Все что осталось от Успенского собора.

Если ссылаться на «Патерик Печерский», закладка Успенского собора сопровождалась многочисленными знамениями и знаками. Первый камень собора заложили в 1073-м году. в торжественной обстановке. Присутствовал даже преподобный Феодосий со всеми Печерскими монахами. Князь Святослав не только даровал землю для строительства церкви и 1000 гривен золотом, но и собственноручно выкапывал ров для создания фундамента. В июле 1077 года все работы по строительству храма были завершены. Внутренние работы, работы по его прокладке и застройке крещальни, в том числе и часовни, продолжались вплоть до 1089-го года. Окончательно, храм был освящен в 1089 году, и его освящение было приурочено к празднику Успения Пресвятой Богородицы.

В конце одиннадцатого века, недалеко от северной стены Успенского собора, на расстоянии порядка 1,5 м и на средства боярского сына Захария была сооружена церковь Иоанна Предтечи. Главной святыней храма и его украшением была икона Успения Пресвятой Богородицы. За свою богатую и многовековую историю церковь множество раз подвергалась разрушению.

В 1722 — 1729 годах собор заново украсили и перестроили. Стены церкви были оштукатурены и чудесно расписаны. Росписи были исполнены мастерами и художниками лаврской иконописной мастерской.
После того, как Успенский собор был восстановлен в 1729-м году, его архитектура оставалась без существенных изменений вплоть до 1941-го года.

Восстановленный Успенский собор был освящен Предстоятелем Православной Церкви Митрополитом Киевским и всея Украины Владимиром в День Независимости Украины 24 августа 2000. Со времени освящения церкви, в ней проходят торжественные богослужения и литургии в дни крупных и значимых церковных праздников. На фото -левая крайняя глава-уцелевшая при разрущении. В стены вмурованы фрагменты взорванного храма.

Печатный двор Киево-Печерской лавры — одна из старейших и исторически наиболее влиятельных типографий Малой Руси. Была основана на пике противостояния униатов и православных в 1615 году архимандритом Киево-Печерской лавры Елисеем Плетенецким.

Вид на Родину-Мать.

Монастырская стена, делящая лавру на две части.

Вид на монастырь со смотровой площадки Лавры. Слева-Крестовозвиженская церковь 1700 гг. Далее-чуть поодаль-церковь зачатия святой Анны 17-19 вв. Справа от креста-Колокольня на Ближних печёрах 1743 г. Справа вдали-Церковь рождества Богородицы 1693 г и Колокольня на Дальних печёрах 1761 г. Знаменитые пещеры с мощами находятся под землей на этой территории-между двумя колокольнями.

Печатный двор Киево-Печерской лавры. В декабре 1616 года была издана первая книга — «Часослов». До 1624 года Плетенецкий издал 11 значимых произведений религиозной, исторической и полемической литературы, в частности, Антологион (1619), Номоканон (1620, 1624), Служебник (1620).В 1625 году в типографии напечатали ещё одно значительное богословское произведение «Толкования Андрея Кесарийского Апокалипсиса Иоанна Богослова». Большой популярностью пользовалось «Евангелие учительное» (1637) — сборник наставлений в воскресные дни, избранных из произведений Иоанна Златоуста.

Снова Успенский собор-справа уцелевший предел-цвет позолоты главы отличается от новых.

Троицкая надвратная церковь. Возведена над главным входом в монастырь — Святыми воротами. Расположена в уступе оборонительных монастырских стен, что позволяло оборонять ворота от неприятеля фланкирующим огнем. Образцом для ее сооружения, вероятно, послужила Благовещенская церковь над Золотыми воротами в Киеве (XI в.). После разрушения Успенского собора в 1240 г. приобретает значение главного храма монастыря. При ней был организован Троицкий больничный монастырь. В 1462 г. здесь создается наиболее полная редакция «Киево-Печерского патерика».В 1631 г. П. Могила открыл при Троицком монастыре школу, которую в 1632 г. объединили с Киевской братской школой, названной в 1633 г. Киево-Могилянской коллегией (с 1701 г.— Киевская академия). За время своего существования церковь претерпела ряд изменений. На гравюре 1677 г. изображена с тремя фигурными фронтонами, венчающими западный фасад, и трехъярусной колокольней с северной стороны. На гравюре И. Мигуры 1706 г. изображена трехглавой с более пышным декором. В 1731 г. церковь перестраивают. На древних стенах надстраивают фигурные фронтоны, барабан купола, с северной стороны — пристраивают притвор, а восточный и западный фасады мастер В. Стефанович украшает пышным лепным орнаментом, пол покрывают фигурными чугунными плитами, изготовленными на уральском заводе Демидова в 1732 г.

Святоникольская церковь 17 в.

Алтарь и центральный купол Успенского собора.

Одни из ворот монастыря.

Памятник основателям Лавры.

Прогулка по Киеву доходных домов: Ярвал-Б.Житомирская
Следующая часть:

Прогулка по Киеву доходных домов: Ярвал-Б.Житомирская

Золотая осень в Киеве.Ноябрь 2015. (6 из 7)
Прогулка по Киеву доходных домов: Ярвал-Б.Житомирская
Следующая часть:

Прогулка по Киеву доходных домов: Ярвал-Б.Житомирская

Красавец Киев (12 из 12)
Заходи к нам через соцсеть
и получай больше информации,
лайфхаков и общения!