Собственно монастырей в Суздале пять. Но два выбранных мной для этого репортажа наиболее живописны. Один из них-женский Покровский монастырь весь утопает в лугах. А второй-Спасо-Евфимиев монастырь, напоминает крепость или Кремль, с мощными стенами и башнями.
В северной части города Суздаля, на правом берегу реки Каменки находится Покровский женский монастырь. Он был основан в 1364 году князем Дмитрием Константиновичем.
Вид ансамбля монастыря, который дошёл до наших дней, был придан ему в 16 веке. В те времена в монастырь отсылали в заточения представительниц аристократических фамилий, постриженных в монахини. Многие известные женщины, каждая из которых вложила свой вклад в развитие истории России, приняли постриг и были переведены в Покровский монастырь. Святые ворота с Благовещенской надвратной церковью (1510-1518) — своего рода крепостная башня с двумя арками — большой проездной и малой для пешеходов. Мощный трехглавый четверик- уникальный образец древнерусского зодчества, сочетающий в себе функции крепостной башни и церкви. Собственно церковь располагается в верхней части квадратной в плане башни и представляет собой небольшой четверик, окруженный с двух сторон галереей с арочными проемами. По композиции она повторяет большой Покровский собор, хотя украшена более богато. В северном и южном углах церкви расположены два крошечных придела, увенчанные главками на световых барабанах. Центральная глава на массивном барабане с высокими узкими окнами опирается на два яруса килевидных закомар.
Покровский собор (1510-1514) — главное здание монастыря, его композиционный центр. Он был построен на месте прежнего деревянного и соответствует новым сложившимся к тому времени архитектурным принципам подобных сооружений: массивный, достаточно большой, окруженный галереями, визуально связывавшими его с соседними постройками.
Четырехстолпный храм на высоком цоколе окружен двухэтажной обходной галереей; с востока примыкает трехапсидная алтарная часть с узкими высокими окнами в глубоких нишах. Апсиды разделены между собой гладкими колонками и украшены резным карнизом с мелким рисунком. Галерея завершается легкой крытой аркадой, с северо-западного и юго-западного углов на галерею ведут лестницы.
Белые стены собора декорированы скупо и строго: перспективные порталы с «дыньками», пилястры и типичный для суздальской архитектуры фриз из колонок и арочек над галереей. Завершают стены килевидные закомары. Храм трехглавый, массивные световые барабаны своим декором — высокими узкими окнами и карнизом — повторяют внешний вид храмовых апсид.
Окружающая монастырь ограда с башнями (17-18вв.) уже в 16 веке была частично построена из камня, но позднее разобрана и перестроена, а в 20 веке реставрирована под руководством
Спасо-Ефимиев монастырь был основан в 1352 году князем суздальским и нижегородским Константином Васильевичем как мужская обитель Святого Спаса. Он расположился к северу от города и в то время находился за его пределами, одновременно исполняя и функцию форпоста. Место, которое он занимает, было очень выгодно стратегически: высокий обрывистый берег Каменки сам по себе являлся дополнительной защитой. Изначально, как и все суздальские монастыри, он был деревянным, и поэтому от его первых построек ничего не осталось — они сгорели в 17 веке во время польско-литовского
Первый игумен монастыря — Евфимий — был в начале 16 века канонизирован, а его обретенные мощи признаны святыми и сохранялись в монастыре, в храме Спаса (ныне это — придел Преображенского собора), построенном над местом погребения игумена Евфимия. Уже в15 веке монастырь был довольно богат: ему принадлежало множество сел, деревень и земель в среднерусской полосе. Все это было пожаловано монастырю князьями и боярами, благоволившими к нему. Спасо-Евфимиеву монастырю принадлежала и примыкавшая к нему большая слобода Скучилиха, в которой были построены Смоленская и Симеоновская церкви. Здесь жили каменщики и кирпичники, и прочий «работный люд».
В 17 веке монастырь обстраивается новыми крепостными стенами, с огромными и мощными оборонительными башнями, видными издалека над высоким берегом реки. Из-за стен выглядывают и многочисленные главы монастырских храмов и крыши его построек. От Каменки и от Покровского монастыря Спасо-Евфимиев монастырь виден во всей своей красе и мощи.
Главная проездная башня в высоту достигает двадцати двух метров и доминирует с южного фасада стены. В ее массивном прямоугольном в плане объеме проделаны две проездные арки, в которых сейчас располагаются книжная лавка и билетная касса музея. В ее декоре совмещаются строгость и узорочье; над почти абсолютно гладкой нижней частью в верху башни в изобилии размещены бойницы и кирпичные украшения: наличники, колонки, карнизы, пояски. Венчает башню четырехскатная крыша. В эту крышу в 18 веке ударила молния, но восстановили ее нескоро, только в 1860 г.
Братский корпус (17 в.) — двухэтажное каменное здание, вытянувшееся параллельно северной стене монастыря, Г-образное в плане. Здесь располагались кельи монахов. Наиболее старыми постройками (первая половина XVII века) являются, по результатам исследований
Небольшую площадь перед Спасо-Преображенским собором окружают еще два незаурядных сооружения: звонница и Успенская трапезная церковь.
Успенская церковь (1525) — уникальный образец русского зодчества 15-16 веков. Здание объединяет в себе церковь и трапезную палату — хозяйственное строение. Шатровая центрическая церковь построена по типу «восьмерик на четверике» и увенчана шатром, опирающимся на два яруса кокошников. Маленькую главку придела также поддерживают кокошники, меньшие, но в три яруса, создающие эффект ажурности и пышности. Под гладким граненым шатром сделана деревянная кровля — полица, добавляющая легкости и стройности всему храму и гармонирующая с крытой лемехом главкой.
С западной стороны к церкви пристроена двухэтажная трапезная палата, в которой размещались хозяйственные помещения. В нижнем этаже были складские помещения и кухня, второй этаж был занят просторным трапезным залом, перекрытым сложной системой сводов, поддерживаемых стенами и центральным столпом. В подвалах под трапезной хранились богатые запасы монастырской провизии. С юга к Успенской церкви примыкают палаты архимандрита (16-17 вв.), с интересным опоясывающим их на уровне второго этажа балконом-гульбищем.
Звонница (16-17вв.) имеет сложную структуру и длинную историю строительства. В первой половине 16 века рядом с главным собором монастыря была возведена девятигранная столпообразная церковь Иоанна Предтечи «под колоколы». Она служила молельной церковью для Василия 3 и его супруги Соломонии Сабуровой, позднее сосланной в Покровский монастырь, и, вероятно, построена была на средства, выделенные из великокняжеской казны. По стилю церковь сходна с соседней Успенской. В конце 16I века к южной грани столпа пристраивается одна высоко поднятая над землей арка звона, а позднее, в 17 веке, — еще две. Таким образом составилась трехпролетная галерея звонов, близкая к псковской архитектуре, декорированная весьма разнообразно. На башенке-часозвоне, соединяющей столп и аркаду, сделан круг, вероятно, предназначенный для помещения в него часов. Колокола звонницы были отправлены в переплавку в 1930-х гг., и только один колокол, расколовшийся на части, директору музея
Центральное сооружение монастыря — массивный Спасо-Преображенский собор (16-19вв.). Он неоднократно достраивался и расширялся в течение всего времени своего существования. Поставлен он был на месте древней деревянной церкви Спаса Преображения, которую в 1507—1511 гг. сменила маленькая бесстолпная каменная Спасская церковь. Это и было древнейшее каменное сооружение на территории монастыря. В 1594 году к ней пристраивается громадный четырехстолпный собор, рядом с которым прежняя церковь стала выглядеть как придел и была названа Евфимьевским приделом. Стены нового храма были разделены пилястрами с закомарами на три части, а в17 веке украшены наружной росписью. По периметру собор опоясан аркатурно-колончатым поясом. В 18 веке притворы собора были объединены в одну галерею, идущую вокруг его стен, а в 1865 г. с севера пристроили придел Сергия Радонежского. Все это добавило массивности собору, прежде сходному с Рождественским собором Суздальского кремля
Рядом с собором, с восточной его стороны, находился фамильный некрополь князей Пожарских и Хованских. В 1642 г. здесь был похоронен князь Дмитрий Пожарский, герой борьбы с польско-литовскими войсками. В некрополе в XVII веке была поставлена часовня-усыпальница
Восточнее Спасо-Преображенского собора находится Никольская больничная церковь (1669) с больничной палатой для монастырской братии. Первый этаж двухэтажного корпуса, перекрытый сомкнутыми сводами, был отведен под трапезную, а второй занимали больничные покои, ряд маленьких окон которых украшен резными наличниками. Никольская церковь, возведенная как молельня для больных монахов и узников монастырской тюрьмы, декорирована скромно и увенчана одной деревянной главкой. Несколько оживляют гладкую белую стену перспективный портал, окна с наличниками и ряд кокошников. Сейчас в здании размещается «Золотая кладовая».
Смоленская церковь (1696-1706гг.), построенная в честь Смоленской иконы Божьей Матери в слободе Скучилиха, прилегавшей и принадлежавшей Спасо-Евфимьеву монастырю, стоит через дорогу от угловой башни монастыря. Несмотря на то, что пятиглавие к концу XVII века уже меньше интересовало суздальских зодчих, все же в этом храме они его сохранили. Хотя купола с тонкими изящными барабанами уже не так связаны с основным массивным кубическим объемом, пропорциональным и по-своему стройным, однако такое «легкое» пятиглавие лишает церковь характерной для тех времен монументальности. Эта церковь как бы «встречала» приезжающих в город со стороны Ярославля — не случайно северный фасад декорирован богаче, а южный — наоборот, даже не имеет входа. Окна церкви украшены характерными для того времени наличниками с фигурными колонками.