На большой ярославской дороге за посадом в 1207 г. основывается Ризоположенский девичий монастырь епископом Владимирским и Ростовским Иоанном I. Этот епископ был уроженцем Суздаля.
Монастырские Святые ворота — живой памятник их искусства. Белый фасад ворот прорезан двумя широкими проемами; они различны по начертанию: арка проезда почти полуциркульная, другая уплощенная. Торцы простенков обработаны как столбы с карнизами. В стене помещена лестница, идущая в маленькое помещение над сводами. Все убранство фасада состоит из глубоких ширинок с цветными изразцами на дне. В виде ширинки оформлен и киот для иконы над входом. Пояс изразцов в квадратных обрамлениях и карниз с зубчиками венчают фасад. Те же мотивы применены в уборе коротких восьмериков с крошечными оконцами; на правом шатре они имеют наличники, на левом — они в простых нишках, что подчеркивает значение правого шатра над главным входом. Связь надвратных шатров с шатрами колоколен города ясно выявлена выложенными из кирпича рельефными «изображениями» оконцев-слухов. Постройка в целом проникнута удивительным изяществом.
Интересное предание существует о том как монастырь уцелел в 13 веке во время татаро-монгольского нашествия:
Когда полчища татаро-монгол окружили Суздаль преподобная с игуменьей и сестрами не побежали из монастыря. А стали усердно молиться. Молитва эта стала крепостью спасавшимся в монастыре. На захватчиков сошёл мрак в виде облака, а над обителью воссиял нестерпимый свет в котором был виден крест. Устрашённые татаро-монголы не могли даже приблизиться к месту обители и только теснили и давили друг друга, падая навзничь с конями вниз. Не смог приблизиться к монастырю и сам хан Батый, прибывший на другой день к месту, где произошло чудо. Предание говорит, что Батый, узнав об этом, пытался с холма разглядеть монастырь, но он сокрылся от него. Завоеватель приказал более не пытаться овладеть монастырём и отойти.
Самым древним сохранившимся сооружением является Ризоположенский собор, возведённый в начале 16 в. Трёхглавый Ризоположенский собор (1520—1560 гг.) — пример бесстолпного храма, к алтарной части которого примыкают три апсиды. Есть основания думать, что храм строил в двадцатых годах ближний боярин Василия III Иван Шигоня-Поджогин, причастный к темной истории заточения жены Василия III Соломонии в суздальский Покровский монастырь. Четверик храма перекрыт крещатым сводом и, будучи лишенным внутренней опоры, увенчан облегченными тонкими и высокими главками, что необычно для подобных сооружений того времени. Гладкие стены храма прорезаны простыми амбразурами окон, а боковые фасады украшены ложными закомарами и разделены пилястрами на три части с порталами в центральной из них. Паперть, пристроенная к западной части собора в 1688 г., отличается богатым декором, включающим резной портал, а также украшенные «дыньками», «косицами» и полихромными изразцами узорчатые наличники. Главки собора претерпели несколько трансформаций. Исходные шлемовидные купола были в XIX в. заменены луковками, в 1929 г. барабаны и главки превращённого в электростанцию собора были вовсе снесены и только в кон. 1960-х гг. в ходе реставрации им была возвращена первоначальная форма.
Чтобы запечалеть Суздаль с высоты птичьего полета придется взобраться на Преподобенскую колокольню монастыря.
В Суздале существует предание, повествующее о том, что в период Отечественной войны 1812 года, когда «двунадесять языков» напали на Россию и захватили Москву, суздальцы дали обет — в случае изгнания армии Наполеона из пределов Родины, воздвигнуть в Суздале самую высокую колокольню, в знак победы русского воинства. Российские войска одержали победу, Наполеон был изгнан. Свое обещание суздальцы выполнили, колокольня в Суздале под руководством крестьянина Кузьмина была построена. Строительство в Суздале началось в 1813 году и закончилось в 1819. В окраске фасадов колокольни соблюдена старая расцветка — желтая охра, детали выделены белым.
Залезть можно бесплатно, внизу стоит или сидит монашка и собирает символические деньги на восстановление храма.
Вид на торговые ряды и окружающие их церкви: Лазаревская, Антилиевская, Скорбященская, Крестоникольская, Воскресенская, Казанская.