1/0 Дней/Ночей | 1 Участники |
История загадочной смерти царевича Дмитрия до сих пор не оставляет умы соотечественников. Очень популярна идея о том, что если бы династия Рюриковичей не прервалась, то Россия была бы другой, естественно люди склонны считать, что намного лучшей. Обратимся к сухим фактам. Родился Дмитрий 19 (29) октября 1582 года от последней жены-сожительницы Ивана Грозного Марии Нагой, брак с которой не был благословлен церковью. Поскольку был рождён от не менее чем шестого брака отца (в то время как православная церковь считает законными только три последовательных брака), он мог считаться незаконнорождённым и исключаться из числа претендентов на престол. Кроме того он был эпилептиком, что также не способствовало притязаниям на престол. На фотографии церковь Дмитрия на крови, расписанная фресками об истории Адама и Евы, и об истории убиения царевича.
15 (25) мая 1591 года царевич играл «в тычку"(в ножички по-нашему), причём компанию ему составляли маленькие Петруша Колобов и Важен Тучков — сыновья постельницы и кормилицы, состоявших при особе царицы, а также Иван Красенский и Гриша Козловский. Царевича опекали мамка Василиса Волохова, кормилица Арина Тучкова и постельница Марья Колобова.
Правила игры, не изменившиеся до нынешнего времени, состоят в том, что на земле проводится черта, через которую бросают нож, стараясь, чтобы он воткнулся в землю как можно дальше. Побеждает тот, кто сделал самый дальний бросок. Если верить показаниям очевидцев событий, данным во время следствия, в руках у царевича была «свая» — заострённый четырёхгранный гвоздь. То же подтвердил брат царицы Андрей Нагой, передававший, впрочем, события с чужих слов. Существует несколько иной вариант, записанный со слов некоего Ромки Иванова «со товарищи» (также говоривших, по всей вероятности, с чужих слов): царевич тешился сваею в кольцо.
Относительно дальнейшего очевидцы в основном единодушны — у Дмитрия начался приступ эпилепсии — говоря языком того времени — «черной немочи», и во время судорог он случайно ударил себя «сваей» в горло. В свете современных представлений об эпилепсии это невозможно, поскольку в самом начале эпилептического припадка человек теряет сознание и удержать какие-либо предметы в руках не в состоянии. Вполне возможно, что из-за опасения, как бы царевич не поранился лежащей под ним на земле «сваей», её попытались вытащить из-под царевича и случайно при этом его смертельно ранили в шею или, возможно, из-за этой неловкой попытки царевич, в тот момент «бьющийся в судорогах», сам натолкнулся на «сваю».По словам кормилицы Арины Тучковой:
«Она того не уберегла, как пришла на царевича болезнь черная, а у него в те поры был нож в руках, и он ножем покололся, и она царевича взяла к себе на руки, и у неё царевича на руках и не стало»
Ту же версию с некоторыми вариациями повторяли и другие очевидцы событий, а также один из братьев царицы Григорий Федорович Нагой.
Палаты, в которых проживал царевич, и возле которых он погиб.
Впрочем, царица и другой её брат, Михаил, упорно придерживались версии, что Дмитрий был зарезан Осипом Волоховым (сыном мамки царевича), Никитой Качаловым и Данилой Битяговским (сыном дьяка Михаила, присланного надзирать за опальной царской семьей) — то есть по прямому приказу Москвы. Возбуждённая толпа, поднявшаяся по набату, растерзала предполагаемых убийц. Тело царевича было отнесено для отпевания в церковь, рядом с ним «безотступно» находился Андрей Александрович Нагой. 19 (29) мая 1591 года, через 4 дня после смерти царевича, из Москвы прибыла следственная комиссия в составе митрополита Геласия, главы Поместного приказа думного дьяка Елизария Вылузгина, окольничего Андрея Петровича Луп-Клешнина и будущего царя Василия Шуйского. Выводы московской комиссии на тот момент были однозначны — царевич погиб от несчастного случая. Стоит иметь в виду, что данная следственная комиссия была составлена по поручению самого Бориса Годунова, которого и обвиняли в убийстве царевича. Обычно считается, что существование царевича как претендента на престол было невыгодно правителю государства Борису Годунову, завладевшему абсолютной властью в 1587 году, однако некоторые историки утверждают, что Борис считал царевича по указанной выше причине незаконнорождённым эпилептиком и не рассматривал как серьёзную угрозу.
Первые рассказы, излагавшие иную версию событий — убийство царевича по приказу Бориса Феодоровича Годунова, помещены в составе повестей, написанных весной-летом 1606 г., после низложения и убийства Лжедмитрия I, в окружении нового царя — Василия Иоанновича Шуйского"С прекращением Смутного времени правительство Михаила Фёдоровича вернулось к официальной версии правительства Василия Шуйского: Дмитрий погиб в 1591 году от руки наёмников Годунова. Она же была признана как официальная и церковью. Эта версия была описана в «Истории государства Российского»
История канонизации царевича Дмитрия. В 1606 году царем Василием Шуйским в знак подтверждения гибели царевича в Углич была направлена специальная комиссия под руководством митрополита Филарета (Романова). Побуждением к этому было желание, по выражению царя, «уста лжущия заградить и очи неверующия ослепить глаголющим, яко живый избеже (царевич) от убийственных дланей», ввиду появления самозванца, объявлявшего себя истинным царевичем.
Могила Дмитрия была вскрыта, при этом по собору распространилось «необычайное благовоние». Мощи царевича были обретены нетленными (в гробнице лежал свежий труп ребёнка с зажатой в руке горстью орехов). (Ходили слухи, что Филарет купил у стрельца сына Романа, который был затем убит, а его тело положено в гробницу вместо тела Дмитрия).
Торжественная процессия с мощами двинулась к Москве; у села Тайнинское она была встречена царём Василием со свитой, а также матерью Дмитрия — инокиней Марфой. Гроб был открыт, однако Марфа, взглянув на тело, не смогла произнести ни слова. Затем к гробу подошёл царь Василий, опознал царевича и повелел гроб закрыть. Марфа пришла в себя только в Архангельском соборе, где объявила, что в гробу находится её сын. Тело было помещено в раку вблизи могилы Ивана Грозного — «в приделе Иоанна Предтечи, идеже отец и братья его».
Немедленно у гроба Дмитрия начали происходить чудеса — исцеления больных, толпы народа стали осаждать Архангельский собор. По приказу царя была составлена грамота с описанием чудес Дмитрия Угличского и разослана по городам. Однако, после того, как доставленный в собор находящийся при смерти больной дотронулся до гроба и умер, доступ к мощам был прекращён. В том же 1606 году Дмитрий был причислен к лику святых.
Я склонен считать, что эта история с канонизацией была крайне необходима Шуйскому для легитимизации своей власти, так что как говорили римские юристы-ищи того, кому выгодно.
Так что, с большой степенью вероятности можно сказать, что:
Дмитрий закололся сам, а не был убит по приказу Бориса Годунова. На основании заключения угличского следственного дела. В этом деле зафиксированы показания людей, которые присутствовали непосредственно при гибели царевича. В их числе три взрослых женщины — Василиса Волохова, мамка царевича; Ирина Тучкова, его кормилица; Мария Колобова, постельничья. И плюс четыре мальчика, которые играли с ним. Кроме того, в ходе следствия выяснилось, что стряпчий Юдин, который служил у царицы Марии, видел, что царевич закололся сам. Мальчики, лет по девять-десять, даже описали, как они играли в эту игру «ножечки», и как царевич упал на землю и поколол себя сам. В материалах этого дела есть показания попа Богдана и еще ряда лиц, которые сказали, что обвиняемые в смерти царевича Дмитрия Михаил Битяговский и его сын Даниил находились дома и обедали. То есть во дворце царевича Дмитрия их не было и никто их там не видел. Царица Мария Нагая, выдвинувшая версию о том, Что царевич был убит, в момент его смерти, по показаниям свидетелей, находилась у себя в покоях, и не могла видеть, как царевич был убит. А ее брат, вообще был далеко и прискакал, будучи сильно пьяным. Остальные родственники Нагих Григорий и двоюродный брат Андрей сказали, что они не видели, как царевича убивали, и эта версия им кажется сомнительной. Следует отметить, что для Бориса Годунова смерть царевича Дмитрия в 1591 году не имела никакого смысла. Сам Борис Годунов не считался наследником царя Федора Ивановича, прав на престол не имел, да и сам Дмитрий тоже не считался наследником престола. К тому же, обвиняемые в смерти царевича дьяк Битяговский, его сын, племянник Никита Качалов, никакого отношения не имели к Борису Годунову. Это были государевы люди, отправленные в Углич для выполнения различных государственных дел, для управления в Угличе и землями вокруг него.
Колоколу, послужившему набатом, по распоряжению Василия Шуйского был отрезан язык (как человеку), и он вместе с угличанами-мятежниками стал первым ссыльным в только что основанный Пелымский острог. Только в конце XIX века опальный колокол был возвращен в Углич. В настоящее время он висит в церкви царевича Димитрия «На крови».