1/0 Дней/Ночей | 1 Участники |
В прошлом это 1-я Рогожская улица, название которой было связано с её расположением в Рогожской ямской слободе. Современное название-Школьная улица- дано в 1923 году. Здания относятся к 19 веку и имеют сходное строение — два этажа и въездные ворота для лошадей. Здесь останавливались обозы, шедшие по Владимирской дороге.
Школьная улица большей частью является пешеходной зоной, освобожденной от всех видов транспорта. Хотя в последнее время, к сожалению, улица становится похожей на большую бесплатную автостоянку, так как свои машины жителям столицы ставить в центре города практически некуда.
Улица возникла во времена царя Бориса Годунова в Рогожской слободе и носила название Тележная. В самом конце 16-го века указом царя Бориса Годунова на окраине Москвы была устроена ямская «гонная» слобода. Свое название Рогожская слобода получила по богатому селу Рогожь (ныне город Ногинск). Две главные улицы Рогожской слободы — Воронья (ныне — Сергия Радонежского) и 1-я Рогожская (ныне — Школьная) сохранились и поныне. Но если Воронья практически полностью изменила свой внешний вид (в 1980-е годы была снесена вся историческая застройка четной стороны, а сама улица существенно расширена), то 1-я Рогожская сохранила свой дореволюционный облик.
В Рогожскую слободу царь селил ямщиков, доставлявшие почту и товары из Москвы в село Рогожу — как раньше говорили — для «гоньбы» в село Рогожу. Главной транспортной артерией, по которой многочисленные обозы проходили на Владимирский и Рязанский тракты, как раз и стала Тележная улица (название часто встречается в мемуаристике, но документально не подтверждается). Здесь была сосредоточена вся суть рогожской жизни. Шумную, многолюдную, яркую улицу так и называли — «большая ярмарка». Местные жители зарабатывали промыслами, обслуживающими нужды ездивших по дорогам. Например, продавали телеги, тарантасы, принадлежности для лошадей. Товар для наглядности выставляли на улице. Удачную покупку отмечали в трактирах и пивных, где всегда было много народа.
После возведения в 1742 году вокруг Москвы 37-ми километрового Камер-Коллежского вала и его застав (фактическая, таможенная, а с 1806 — официальная полицейская граница города) территория Рогожской слободы стала частью Москвы и ее облюбовали купцы. Территория слободы стала активно застраиваться домами купцов. Здесь же привольно расположились многочисленные лавки и пекарни. До нашего времени дошло всего лишь несколько домов того времени, т.к. улица сильно пострадала от пожаров 1812 и 1862 гг.
Несмотря на свою немалую ширину (и по современным меркам это далеко не самая узкая улица), здесь всегда царила толчея. По воспоминаниям современника, «на ней с раннего утра толпился народ, и она представляла большую ярмарку. Движение народа, обозов, троек со звенящими бубенцами — всё это ее очень оживляло, и она резко отличалась от всех московских улиц». Каждый день на улице шла торговля, современники вспоминали, что продавали шорные изделия и всё, что могло понадобиться ямщикам.
Уроженец Рогожской слободы оперный певец Павел Богатырёв (1849-1908) так описывал эту улицу: «Вся она сплошь состояла из постоялых дворов, в которых и останавливались все обозы, проходившие по Владимирскому и Рязанскому трактам. Дома все были каменные, двухэтажные, но самые дворы были с деревянными навесами и вымощены тоже деревом, оттого здесь и бывали колоссальные пожары. Вся улица бывала уставлена продающимися телегами, тарантасами, кибитками. Торговали на ней, кроме простых телег, и экипажами средней руки, и шорным товаром, и всем, что нужно ездившим по дорогам. Для проезда оставлена была только середина улицы. Улица эта была очень широкая. На ней с раннего утра толпился народ, и она представляла большую ярмарку. Движение народа, обозов, троек со звенящими бубенцами — все это ее очень оживляло, и она резко отличалась от всех московских улиц. Трактиры и полпивные были всегда полны народом. Гул стоял над улицей… Макарьевскую ярмарку на Тележной улице была такая толчея, что, я помню, мы с отцом, идя в пять часов утра, еле протискались. Не только с Владимирского и Рязанского трактов стекались сюда обозы, но положительно со всей России, главным образом к „Макарию“, как звали тогда Нижегородскую ярмарку»
Павел Богатырёв также вспоминает народное название Тележной — Крутоярская, по стоявшему на ней пивному кабаку «Крутой яр» (питейному дому в Рогожской ямской слободе у Рогожской заставы). Ситуация, типичная для России в тот период, историческое название соседней Добровольческой улицы, Хива, многие краеведы связывают с располагавшимся здесь одноимённым рестораном, который держали узбекские купцы. Исторические помещения питейных домов не сохранились. Купеческое веселье, размашистые гуляния, диковинные закуски заменили традицию выпивать в кабаках, однако привычка к обильным возлиянием осталась. Да и в современной Москве много милых подвальчиков, которые с гордостью чтят обычаи старинных кабаков, стилизуя свой интерьер под питейные заведения средневековой столицы.
Двух- и трёхэтажные ямщицкие дома с большими арками строились по типовым проектам: на первом этаже конюшня, на втором — небольшие квартиры для людей, во внутренних двориках деревянные амбары и навесы для сена. Дворы тоже мостили досками. Как раз из-за этих деревянных конструкций пожары на Тележной считались привычным делом: дома на улице постоянно сгорали и перестраивались. Существующий ансамбль был полностью сформирован в 19-ом веке. Над воротами иных постоялых дворов и сейчас можно увидеть крест, который напоминает о том, что большинство обитателей улицы Тележной были старообрядцами (например, дом 25, где сейчас располагается Министерство по делам Дального Востока). Эта вера по-особому организовывала быт ее приверженцев, резко отличавшийся от повседневности остальной Москвы.
Вопрос о сохранении традиционной московской среды на первых порах не поднимали. Но в 1970-х годах заговорили о формировании в городе заповедных зон, которые позволили бы сохранить памятники истории, архитектуры и культуры. Для решения этой задачи выделили девять участков: Китай-город, улица Кропоткинская, Арбат, улицы Герцена и Воровского, улицы Петровка и Кузнецкий Мост, улица Кирова, улицы Богдана Хмельницкого и Чернышевского, Заяузье и Замоскворечье. Также были намечены к сохранению отдельные участки, включающие в себя значимые памятники с их историческим окружением. Сюда вошли районы улиц Большой Коммунистической и Ульяновской, в том числе улица Школьная.
Именно Школьная улица, практически полностью сохранившая свою историческую застройку, стала одной из таких зон. Коммуналки были расселены и большая часть улицы отдана под реставрацию. Вскоре после принятия Закона СССР «Об охране и использовании памятников истории и культуры» (1976 г.) в Москве была создана комиссия по сохранению исторической застройки города. Благодаря активной работе членов этой комиссии — художников, архитекторов, писателей, историков, представителей различных отраслей знаний — сохранено большое количество зданий, имеющих градостроительную, художественную и историческую ценность. Тогда и решили приступить к полной реконструкции. Перед архитекторами встала задача создания крупного культурно-просветительского центра общенационального значения, сопровождаемого строительством новых жилых комплексов. В 1984 г. московскими властями был разработан план реконструкции улицы и была мысль сделать из нее второй Арбат. В том же 1984 году начались реставрационные работы Все дома были отремонтированы, восстановлен их истинный цвет.
Школьную улицу собирались сделать музейно-старомосковской, но потом власти надолго охладели к этой затее. Улицу надолго (до завершения возведения новых зданий по расширенной Тулинской улице) перегородили заборы стройплощадок Недореставрированные дома особенно в той части Школьной улицы, что граничит с Большой Андроньевской, довольно долго стояли в полуразрушенном состоянии. Но со временем и до них добрались строители, и сейчас на эти здания приятно посмотреть.
Проводились исследовательские работы. Специалисты тщательно изучали архивные документы и соскобы со стен. Именно это помогло узнать первоначальную расцветку зданий и придать Школьной улице сегодняшнее многоцветье. Специалисты тщательно изучали материалы в архивах, музеях и библиотеках столицы. На все 38 домов улицы, отданных под реставрацию, нашли первоначальные архитектурные планы. Среди них был и такой документ: «План дому, состоящему за Земляным городом в Рогожской части, сочиненный по предписанию комиссии для строения в Москве от 29 июля 1822 года». Он относится к дому № 22.
Чтобы придать историческую достоверность окружающей обстановке, здесь восстановили былое тротуарное покрытие и былую инфраструктуру улицы — газовые фонарики и столбы для привязи лошадей. Сохранились столбики, защищавшие углы зданий от карет и телег.
Историческую улицу планировали превратить в культурно-досуговый центр. Обновленные здания хотели обустроить под реставрационные мастерские и ремесленные училища. В одном из домов предполагали разместить необычный музей карет и быта ямщиков. К этому должна была добавиться сеть «занимательного питания»: ресторации, трактиры, кафе, квасные, блинные, чайные. Магазины можно было бы превратить в лавки и открыть небольшую гостиницу для туристов, оформленную как постоялый двор.
Пока реализована только часть этих планов. Многие здания переданы в аренду под офисы или магазины, специализация которых не соответствует первоначальному замыслу реставраторов. О просветительском проекте постепенно забыли — улица находится слишком далеко от исторического центра и традиционных туристических мест. На улице раньше был и трактир «рогожская слобода», но в его меню, к сожалению, не было ни одного блюда, приготовленного по старинному рецепту.
Сейчас на улице остался один действующий ресторан «Мама Зоя» (Ул. Школьная, 21)… Раньше это был ресторан-клуб назывался «Моя бабушка инопланетянка» на 100 посадочных мест (разработку и реализацию экстравагантного интерьера, напоминающего космический корабль.)
Однако, по мнению специалистов, реконструкция Школьной оказалась по сути первым удачным опытом воссоздания целого района исторической застройки Москвы. Этим и интересна улица сегодня. И пусть здесь пока нет специализированных магазинов и предприятий питания, зато можно увидеть множество разнообразных типов дореволюционных домов, совершенно непохожих друг на друга.