1/0 Дней/Ночей | 1 Участники |
Вновь отстроенный при Лужкове Храм Христа Спасителя богато украшен бронзовыми розетками и горельефами-копиями отлитыми Церетели с созданных скульптором Логановским в 1850ых годах оригиналов. Моему удивлению не было предела, когда я узнал, что часть оригиналов сохранилась. По одним источникам, скульптор Александр Логановский родился в 1810-м, по другим — в 1812 году. На надгробном памятнике, установленном на Ваганьковском кладбище в Москве, стоит дата: 12 (24) марта 1812 года. Его жизнь подобна метеориту: короткая, но очень яркая. И плодотворная. За 43 года сумел оставить после себя огромное творческое наследие, навеки связав свое имя сразу с обеими столицами: Исаакиевским собором в Петербурге и храмом Христа Спасителя в Москве.
Эта фотография дореволюционная-так выглядел один из горельефов храма больше 100 лет назад.
Горельефы были высечены из протопоповского мрамора — подмосковного известняка — с потрясающе точной композицией и мельчайшей детализацией. Работы шли на протяжении 20 (!) лет. Материал оказался непрочным и уже после революции скульптуры нуждались в бережной и внимательной защите. После разрушения храма варварски сбитые и расколотые горельефы чудом были были переданы в музейный фонд, а затем передано музею архитектуры. Все, что более-менее уцелело было собрано по кусочкам и смонтировано заново (только в 1951 году, через 20 лет после взрыва?!) на восточной стене Донского монастыря, где в те годы и располагался музей. Так что. отбитые пальцы и сколы на фигурах — дело рук варваров, но не современных.
Историки предполагают, что разбитые горельефы спас Алексей Щусев — академик архитектуры, автор генплана советской Москвы и проекта Мавзолея. Советская власть благоволила Щусеву и он мог использовать личный авторитет для спасения фрагментов Храма. А уже через три года, на территории Монастыря начали создавать Музей Архитектуры, где нашли приют многие осколки и фрагменты разрушенных храмов, церквей, старинных «буржуазных» построек.
Подлинный горельеф Победное возвращение Авраама
Почему при строительстве нового храма не использовались сохранившиеся оригиналы? Ведь сегодня на стенах храма горельефы не мраморные, а бронзовые, лишь отдаленно напоминающие оригиналы. Ответ очевиден — те, что остались в Донском, невозможно восстановить. А вот почему их не использовали как образец и почему новые не из камня, а из бронзы (а первые и вовсе были крашеным пластиком) — большой вопрос.
По проекту, на Храме Христа Спасителя — 48 горельефов. Они изображают просветителей Христовой веры, ее хранителей, а также святых, в дни празднования памяти которых происходили сражения заграничного похода русских войск в войне 1812 года. От взорванного храма осталось всего пять сюжетов, а также несколько одиночных фрагментов.
Встреча Давида, победившего Голиафа.
Посещение Дмитрием Донским Сергия Радонежского перед походом 1380 г. Собственно символично, что именно этот горельеф сохранился и попал именно в Донской монастырь.
Очень советую посетить некрополь Донского монастыря, уединенное и умиротворенное историческое место.