1/0 Дней/Ночей | 1 Участники |
Вот я живу в Москве 43 года, храм Василия Блаженного видел раз 200 наверное. И поймал себя на мысли, что вообще не знаю ни кто такой это Василий, ни зачем его именем храм назван, ни почему у него 9 глав:)) Вообщем в качестве памятки себе и как ликбез запишем.
Храм Василия Блаженного, или собор Покрова Божией Матери на Рву, − так звучит его каноническое полное название, − был построен на Красной площади в 1555—1561 годах. На том месте, где сейчас красуется собор, в XVI веке стояла каменная Троицкая церковь, «что на Рву». Здесь действительно был оборонительный ров, тянувшийся вдоль всей стены Кремля со стороны Красной площади. Этот ров был засыпан только в 1813 году. Сейчас на его месте — советский некрополь и Мавзолей.
Храм Василия Блаженного состоит из девяти церквей на одном фундаменте. Войдя внутрь храма, даже трудно бывает разобраться в его планировке, не сделав круг-другой по всему зданию. Центральный престол храма посвящен празднику Покрова Божией Матери. Именно в этот день взрывом была разрушена стена Казанской крепости и город был взят. Вот полный список всех одиннадцати престолов, существовавших в соборе до 1917 года
Теперь вернемся к Василию:) В 1552 году, у каменной Троицкой церкви был погребен блаженный Василий- московский «Христа ради юродивый» Василий родился в 1469 году в селе Елохове, с юности был наделен даром ясновидения; он предсказал страшный пожар Москвы в 1547 году, уничтоживший почти всю столицу. Блаженного чтил и даже побаивался Иван Грозный. После кончины Василий Блаженный был погребен на кладбище при Троицкой церкви (вероятно, по распоряжению царя) с большими почестями. А вскоре здесь началось грандиозное строительство нового Покровского собора, куда позднее перенесли мощи Василия, на чьей могиле стали совершаться чудесные исцеления.
Возведению нового собора предшествовала длинная строительная история. Это были годы большого Казанского похода, которому придавалось колоссальное значение: до сих пор все походы русских войск на Казань заканчивались неудачей. Иван Грозный, лично возглавивший войско в 1552 году, дал обет в случае успешного окончания кампании построить в Москве на Красной площади грандиозный храм в память об этом. Пока шла война, в честь каждой крупной победы рядом с Троицкой церковью ставилась небольшая деревянная церковь в честь того святого, в чей день победа была одержана. Когда же русское войско с триумфом возвратилось в Москву, Иван Грозный принял решение на месте выстроенных восьми деревянных церквей поставить одну большую, каменную − на века.
О строителе (или строителях) храма Василия Блаженного идет немало споров. Традиционно было принято считать, что Иван Грозный заказал постройку мастерам Барме и Постнику Яковлеву, но многие исследователи сейчас сходятся на мнении, что это был один человек — Иван Яковлевич Барма, по прозванию Постник. Также бытует легенда, будто после постройки Грозный повелел ослепить мастеров, чтобы они больше не смогли построить ничего подобного, но это не более чем легенда, так как в документах указано, что уже после возведения собора Покрова на Рву мастер Постник «по реклу Барма» (т.е., по прозвищу Барма) строил Казанский кремль. Также опубликован ряд других документов, где упоминается человек по имени Постник Барма. Этому мастеру исследователи приписывают строительство не только храма Василия Блаженного и Казанского кремля, но также и Успенского собора, и Никольского храма в Свияжске, и Благовещенского собора в Московском Кремле, и даже (по некоторым сомнительным источникам) церковь Иоанна Предтечи в Дьякове.
Собор выстроен из кирпича. В 16 веке этот материал был достаточно новым: прежде традиционным материалом для церквей были белый тесаный камень и тонкий кирпич — плинфа. Центральная часть увенчана высоким великолепным шатром с «огненным» декором почти до середины его высоты. Окружают шатер со всех сторон купола приделов, ни один из которых не похож на другой. Мало того, что различается рисунок больших луковиц-куполов; если всмотреться, то легко заметить, что и отделка каждого барабана уникальна. Первоначально, по-видимому, купола были шлемовидными, но уже к концу 16 века они точно были сделаны луковичными. Нынешняя их расцветка утвердилась только в середине 19 века.
В 1922 году из собора были изъяты ценности, а в 1929 году собор был закрыт и передан Историческому музею. На этом, казалось бы, можно было успокоиться. Но самое страшное время было еще впереди. В 1936 году Петра Дмитриевича Барановского вызвали и предложили заняться обмерами храма Покрова на Рву, для того, чтобы его можно было спокойно снести. Храм, по мнению властей, мешал движению автомобилей по Красной площади… Барановский поступил так, как от него не ожидал, наверное, никто. Прямо заявив чиновникам, что снос собора − безумие и преступление, он пообещал немедленно покончить с собой, если это произойдет. Надо ли говорить, что после этого Барановский немедленно был арестован. Когда через полгода он был освобожден, собор продолжал стоять на своем месте…
О том, как сохранился собор, ходит немало легенд. Самая популярная — это история о том, как Каганович, представляя Сталину проект реконструкции Красной площади для удобства проведения парадов и демонстраций, снял с площади макет храма Василия Блаженного, на что Сталин скомандовал ему: «Лазарь, поставь на место!». Это будто бы и решило судьбу уникального памятника…
Так или иначе, но храм Василия Блаженного, пережив всех пытавшихся его уничтожить, остался стоять на Красной площади. В 1923—1949 годах в нем проводились масштабные исследования, позволившие восстановить первоначальный вид галереи. В 1954—1955 годах собор снова, как в XVI веке, раскрасили «под кирпич». В соборе расположен филиал Исторического музея, и поток туристов туда не иссякает. С 1990 года в нем иногда проводятся службы, но в остальное время это по-прежнему музей.
Собор Казанской иконы Божией матери-вот уверен, что 70% москвичей не в курсе, что он так называется:))
Почти в самом центре Москвы на Красной площади размещено сооружение невероятной красоты — это Воскресенские ворота. Они являются яркими представителями средневековой архитектуры России. Другое их название Иверские ворота, названные в честь Иверской каплицы, которая гармонично размещена между двумя арочными пролетами, над которыми надстроены двухэтажные палаты из красного кирпича. Сверху ворота украшены двумя восьмигранными шатрами.
Далее на Никольской 7-9 расположен комплекс мужского Заиконспасского монастыря. Вот тут написано интересно про него http://moskva.kotoroy.net/histories/88.html
Никольская стрит. До времен татаро-монгольского ига улица Никольская существовала как часть Великой Владимирской дороги, которая связывала Москву с древнерусскими городами: Суздалем, Владимиром, а также с Ростовом Великим.1292 год стал временем зарождения Богоявленского монастыря на этом важном пути. Возведенные стены Китай-города в 1534—1538 годах отделили Никольскую от Большой Лубянки и Сретенки, с которыми она составляла поначалу единую улицу.
Еще в 1642 году, во времена царствования самодержца Михаила Федоровича, на Печатном дворе возвели каменные палаты, с устроенными башней и въездными воротами, выходившими на современную Никольскую, 15. Проект и надзор за строительством выполнили зодчие Кристофер Галлоуэй и Трефил Шарутин. К сожалению, уже в 1773 году непосредственно в башне, украшенной фигурами льва и единорога, появились трещины. Реставрацию провести было невозможно из-за ветхости этого сооружения, и в 1810 году было принято решение о демонтаже всего здания. Новый проект строения для Синодальной типографии исполнил архитектор Иван Львович Мироновский. Здание было выстроено в причудливом готическом стиле, который считался модным в годы правления Александра I и называвшийся в те времена древнерусским. Война 1812 года внесла свои коррективы, и объект был полностью закончен лишь в 1814 году. В память о прежнем строении, на новое перенесли снятые с него фигуры льва и единорога, которые на Руси символизировали собой верховную власть. Кроме этого, на фасаде были установлены таблички, на которых указывались имена царей, при которых и были построены первое и последующее здания. Фасадную часть строения по Никольской, 15 украшают стрельчатые окна и башенки, исполненные в готическом стиле. Кроме этого, великолепия прибавляют и изумительно исполненные витые колонки, украшенные замысловатым орнаментом.
Третьяковские торговые ряды. В 1868 году владение выкупают братья Третьяковы — Павел Михайлович и Сергей Михайлович. Уже через год они подают прошение в Мосгордуму о перепланировке участка с возможностью демонтажа части Китайгородской стены, необходимого для устройства проезда на Никольскую с Театрального проезда. Разрешение Третьяковы получили в 1870 году и приступили к строительству Торговой галереи и устройству нового проезда. Проект разработал архитектор и одновременно зять братьев Александр Сергеевич Каминский, женатый на Софье Михайловне. На Никольской улице дом был спроектирован в стиле неоренессанса, а ближе к Театральному проезду здание получило формы, присущие русскому зодчеству, что гармонирует с оставшейся частью стены Китай-города и будто перекликается с крепостными сооружениями древней Руси: шатровый верх башни, декоративные машикули, парапеты в виде «ласточкиных хвостов» и «поребрики». В обоих строениях были устроены внушительные проездные арки.
Аптека Феррейна на Никольской улице стала одной из крупнейших на европейском континенте и снискала себе безукоризненную репутацию. Ее двери были открыты для представителей всех сословий — от аристократа, до бедняка. Кроме этого, перед религиозными празднествами здесь собирали пожертвования, которые затем передавались в детские приюты и бедные семьи. Кроме аптеки на Никольской улице, 21, Феррейны торговали лекарственными средствами и в здании своейфармацевтической фабрики, располагавшейся в Кривоколенном переулке.