2/1 Дней/Ночей | 1 Участники |
Одна из прогулочек ранней осени по старому центру столицы.
Напротив Главпочтамта на улице Мясницкой расположена «Китайская шкатулка» — Чайный Дом купца Перлова. Объект культурного наследия России выполнен в стиле шинуазри с использованием приемов искусства средневекового Китая. Яркий и необычный дом-пагода гармонично вписался в экстерьер Мясницкой улицы, порождая множество таинственных легенд. Здание построено по заказу купца Сергея Васильевича Перлова по архитектурно-декоративному замыслу Р. Клейна и К.Гиппиуса. Ныне — это чайный магазин со старинными традициями и жилой дом в одном лице. Каменную трехэтажную постройку — Дом для чайной торговли, на месте снесенных старых построек, стали возводить в 1891 г. Первый этаж стал «Чайным магазином Перлова», второй и третий — жилыми апартаментами.Р.Клейн задумал строение в стиле позднего ренессанса, но в ходе строительства фасад «преобразовался» в китайский стиль и в дальнейшем стал своеобразной рекламой чайного бизнеса купца Перлова. К. Гиппиус — мастер декоративного оформления, работая над проектной переделкой фасада и интерьеров, свел воедино черты готики, романского стиля и восточные мотивы. Здание настолько прекрасно, что я как-нибудь сделаю про него отдельный репортаж.
Далее по Мясницкой стоят, прижавшись друг к другу, доходные дома. Среди них есть примечательные. Дом № 15 — построен в начале XX века архитекторами братьями Весниными, позднее прославившимися своими работами в духе конструктивизма. Дом строился по заказу Ивана Кузнецова — из семьи фарфоровых фабрикантов. Перед входом — скульптура льва со щитом. Над первым этажом — барельефы в античном стиле, над фасадом — статуя Меркурия, бога торговли.
Первый дом (№ 3) по Мясницкой — здание Духовной консистории, построенное в псевдорусском стиле в конце 19 века. Консистория — это духовный суд. Сюда являлось на поклон духовенство, судили провинившихся церковнослужителей. Здесь заканчивались бракоразводные дела, требовавшие свидетелей, конечно, в большинстве случаев подкупленных. Для уличения в неверности того или другого супруга, было необходимо по закону, чтобы эти «свидетели» представили суду подробности физической измены… Ныне в здании — главный офис государственной автоинспекции. Что символично
В 80-х годах девятнадцатого века во владениях на Большой Лубянке, 5 арендовало помещения Первое Российское страховое общество, которое организовали
Вниз по Кузнецкому-тут каждый дом имеет интересную историю
— Российская Государственная библиотека по искусству
— Доходный дом
— Берлинский Дом
— Доходный дом Воронцова-Евдокимова-Шориной
— Ресторан «Яръ». Магазины «ZARA» и «D&G»
— Московский Дом художника
— Доходный дом Третьяковых
— Здание банковского учреждения конца XIX века
— Бывшее Тверское подворье
— Пассаж «Кузнецкий Мост». Доходный дом князя Гагарина
Это уже вид от Детского Мира на дом Феррейна. К концу девятнадцатого столетия площадей для аптеки Феррейна стало не хватать и здание перестраивают. Тогда-то оно и приобрело тот вид и декор, которым мы любуемся до сих пор: четыре скульптуры богини Гигии, установленные на главном фасаде, и башенкой, в которой оригинально скрыта печная труба. Кстати, долгое время на этой башне по Никольской, 21 находились часы, которые Феррейн установил специально для горожан.
В 1868 году владение выкупают братья Третьяковы — Павел Михайлович и Сергей Михайлович. Уже через год они подают прошение в Мосгордуму о перепланировке участка с возможностью демонтажа части Китайгородской стены, необходимого для устройства проезда на Никольскую с Театрального проезда. Разрешение Третьяковы получили в 1870 году и приступили к строительству Торговой галереи и устройству нового проезда. Проект разработал архитектор и одновременно зять братьев Александр Сергеевич Каминский, женатый на Софье Михайловне. На Никольской улице дом был спроектирован в стиле неоренессанса, а ближе к Театральному проезду здание получило формы, присущие русскому зодчеству, что гармонирует с оставшейся частью стены Китай-города и будто перекликается с крепостными сооружениями древней Руси: шатровый верх башни, декоративные машикули, парапеты в виде «ласточкиных хвостов» и «поребрики». В обоих строениях были устроены внушительные проездные арки.
Еще с 1830-х годов на месте, где стоит сегодня гостиница «Метрополь», по адресу Театральный проезд, 2, стояло подобное же заведение с банями, принадлежавшее купцу Челышеву (промеж себя москвичи именовали ее «Челыши»). Проект старого здания выполнил архитектор Осип Иванович Бове.
В 90-е годы этого же столетия саму гостиницу и прилегающие к ней участки выкупает крупный промышленник и известный меценат Савва Иванович Мамонтов для воплощения своей идей по устройству здесь грандиозного по тем временами культурно-досугового центра. Новый комплекс должен был объединить под единой крышей современную гостиницу, рестораны, художественные галереи, площадку для театральных постановок и даже зал для проведения спортивных соревнований. В 1899 году был объявлен конкурс архитектурных проектов. Победителями стали Лев Николаевич Кекушев и Николай Львович Шевяков, о чем и объявило специальное жюри. Однако, для строительства выбрали проект Вильяма Валькота, который занял лишь четвертое место. Решение принималось лично Саввой Мамонтовым.
Но задуманному не дано было осуществиться. В год начала строительства Савву Ивановича арестовывают и предъявляют обвинение в неких крупных растратах. Действительно ли за Мамонтовым был такой грех, или нет, но суд его оправдал. Издержки, связанные с процессом, разорили предпринимателя и все его имущество, включая и недостроенную гостиницу «Метрополь», пошло с молотка. Новые владельцы меняют планы на будущее всего комплекса и приглашаю для сотрудничества архитекторов Кекушева и Шевякова, которые вносят в проек Вальконта существенные изменения.
В 1905 году гостиница «Метрополь» была торжественно открыта. Для того времени это был уникальный во всех отношениях гостиничный комплекс. Первых посетителей поражали его размеры, комфортабельность и внутренняя отделка. Всего здесь было устроено 400 номеров для проживания, причем, повторяющих друг друга своими интерьерами и оформлением не было. В каждом установили наполняемые заготовленным льдом холодильники, телефон и обеспечили подачу горячей воды, что тогда действительно было в диковинку.
Росписи и внутренний декор исполнялись по рисунками и эскизным наброскам художников Виктора Михайловича Васнецова и Константина Алексеевича Коровина. Стоит заметить, что если оформление фасадов было исполнено в единой концепции, то внутренним интерьерам был свойственен некий полистилизм: внутри можно было увидеть оформление и в духе неоклассицизма, и в псевдорусском стиле.
Фасаду здания «Метрополя» присуща строгость линий. Наряду с характерными для стиля модерн приемами можно разглядеть элементы псевдоготики, которые представлены всевозможными башенками и пинаклями. Цокольный этаж спланирован в формах аркады и облицован красным, с приглушенными тонами, гранитом. Верхние этажи гостиничного комплекса гладко оштукатурены. Этот контраст в оформлении уровней придает массивному зданию некоторую воздушность. Протяженные фасады, для лучшего зрительного восприятия, продуманно разделили на составляющие. Вертикальное членение провели с использованием многочисленных выступов, а также ризалитов и эркеров. Горизонтальную составляющую представляет протянувшаяся по всему центральному фасаду лента балконов с ажурными решетками, которые выполнили по рисункам архитектора Перетятковича.
Новый манеж. Здание было построено в 1888 году «Обществом электрического освещения 1886 года» и являлось первой в Москве мощной электростанцией, способной снабжать электроэнергией частных потребителей. Здесь вырабатывался постоянный ток напряжением 120 В, который поступал к абонентам по подземным кабелям. Проект здания Городская дума заказала архитектору Владимиру Шеру. Электростанция была возведена на территории сада бывшего женского Георгиевского монастыря (основанного теткой Анастасии Романовой, разрушенного французами в 1812 и так и не восстановленного). Из-за этого её стали называть «Георгиевская» электрическая станция.
Замечательный дом на Глинищевском. Здание по адресу Глинищевский переулок, 5/7 выстроили в период с 1935 по 1938 годы. Его спроектировали для кооперативного товарищества МХАТа и театра им. Станиславского. В одной из квартир проживал режиссер последнего — В.Н. Немирович-Данченко, в честь которого переулок, где и стоял дом, переименовали в его честь еще при жизни (название переулка оставалось таковым вплоть до 1992 года).
Дом вобрал в себя элементы конструктивизма, которые были особо распространены в градостроительной архитектуре 1920-х годов, а также триумфальный стиль так называемого сталинского ампира. Корпус в восемь этажей подняли с некоторым отступом от линии переулка. На его главной плоскости архитекторы разместили ряды лоджий, а вот седьмой этаж в противовес оформили сплошной лентой балконов. Парадные входы в подъезды декорированы черным мрамором. Непосредственно порталы радуют глаз цветочными гирляндами, исполненными в технике сграффито.
Как указывалось выше, дом проектировали для проживания в нем артистов. Исходя из этого, скульптором Георгием Ивановичем Мотовиловым были созданы барельефы, отображающие сцены культурного отдыха советских трудящихся — «Парад физкультурников», расположенный справа от арки, и «Карнавал искусств» с противоположного края. Стоит отметить, что до строительства дома на этом месте с 1725 года стоял Алексеевский храм. Пятиглавый, с классической колокольней, он был разрушен в 1934 году.
В разные годы в этом здании проживали уже упомянутый Владимир Николаевич Немирович-Данченко, Вера Петровна Марецкая, Тамара Федоровна Янко, Максим Максимович Штраух, Иван Михайлович Москвин, Александр Леонидович Кайдановский, Ольга Леонардовна Книппер-Чехова, Иосиф Михайлович Туманов, Василий Осипович Топорков, Михаил Михайлович Тарханов, Осип Наумович Абдулов и другие. Бывал здесь в гостях и Владимир Высоцкий.
Памятник был создан скульптором
Далее по Вознесенскому переулку спустился и навестил Англиканский Собор Апостола Святого Андрея
В 1884 г. на месте существовавшей с 1827 г. англиканской часовни был возведён собор Святого Андрея (архитектор Р. Н. Фриман), а немного позже — дом пастора (архитектор Б. В. Фрейденберг). После революции здание собора было экспроприировано государством. С 1960 г. там находилась звукозаписывающая студия фирмы «Мелодия». С 1991 г. в соборе вновь начали проводиться службы, но здания полностью вернули англиканской церкви только в 1998 г. Каждый четверг в 19:30 в соборе проводятся концерты классической музыки, на которых выступают российские и зарубежные музыканты.
Краснокирпичное сооружение, единственное в Москве в стиле поздней английской псевдоготики. Многие английские путешественники, посещавшие Москву, писали о странном впечатлении, которое производила на них эта церковь — они как будто попадали не в Москву, а в обычный провинциальный английский городок, так характерна для него была церковь св. Андрея, построенная здесь в 1882 г.
Ну и изрядно находившись-двинулся к метро, попутно обозревая милые сердцу москвича картины.
В репортаже использованы материалы с сайта
Глядя на все это безумие из искусственных цветов в центре я лично ощущаю себя на кладбище.
Когда я был маленький, часто просил родителей поехать в эту церковь. В ней в 80-х располагалась выставка аквариумных рыбок