1/0 Дней/Ночей | 2 Участники |
8 марта этого года была прекрасная весенняя погода, поэтому решили прогулятся с экскурсией от Арбата до Пушкинской. В москве есть несколько хороших экскурсионных фирмочек, делающих познавательные экскурсии по старой Москве. На нравится Москваход, там очень начитанные и знающие гиды. Встреча была у м.Арбатская.
Особняк Арсения Морозова на Воздвиженке, 16, начали возводить в 1895 и закончили строительство в 1899 году. Архитектором проекта был Виктор Мазырин, который приходился другом хозяина этого особняка Арсения Морозова, миллионера и двоюродного племянника Саввы Морозова. Идея строительства дома возникла под впечатлениями путешествия Морозова и Мазырина по Испании и Португалии. Здание выполнено в мавританском стиле и в народе получило название «испанское подворье».
От Арбатской двинулись по бульвару к Никитским воротам. Здание Дома журналистов, построенное в конце 18 в., входило в ансамбль усадьбы князей Голицыных. В 1830-х гг. здесь жили друзья
Угол Никитского бульвара и Б. Никитской-жизнеутверждающая социальная реклама и храм Федора Студита.
По некоторым данным, деревянная церковь на этом месте стояла еще в 1470 году и была упомянута в летописи в связи с Московским пожаром 21 июля 1547 года.
Однако, по достоверным документальным источникам, строительство церкви началось в 1624 и закончилось в 1626 году.
Церковь была соборным храмом Феодоровского-Смоленского-Богородицкого мужского монастыря, основанного Патриархом Филаретом, известного так же как Федоровский больничный монастырь.
В 1709 году монастырь упразднили, монахов перевели в Новинский монастырь, а храм к 1712 году сделали приходским.
В дальнейшей истории Москвы церковь прославилась тем, что была приходским храмом
Храм Большое вознесение. На месте, где сегодня раскинулся храм Вознесения у Никитских ворот что в Сторожах, раньше стояла небольшая церквушка. Впервые она упоминается под 1619 годом. С 1685 года вместо старого сооружения начинается возведение нового каменного. Средства на строительство выделила Наталья Нарышкина, мать Петра 1. Позже храм Вознесения Господня перестраивался, инициатором выступил князь Потемкин.
Ансамбль доходных домов 1901—1903 гг. на Б. Никитской, 31 построен по проекту архитекторов
После революции печальная участь не обошла стороной храм Большое Вознесение у Никитских ворот: его закрыли, иконостас сожгли, роспись закрасили толстым слоем краски. Сначала здание использовали как склад, позже оно перешло к Академии наук, а затем там находилась высоковольтная лаборатория. В храме прорубили несколько окон, для чего уничтожили фронтоны. В центре здания выкопали огромную яму, где разместили металлический шар. Такой же подвесили сверху под куполом. Так в лаборатории проводили опыты, пропуская между шарами ток.
Особняк на Большой Никитской связан с именами выдающихся деятелей русской культуры. Он был построен в конце 18 — начале 19 века. Пострадал при пожаре в 1812 году и существующий облик обрёл к 1860—1870 годам. В 1845—1855 годах дом снимала родовитая семья князей Васильчиковых, в гостях у которых часто бывали Николай Гоголь, Фёдор Тютчев, Михаил Щепкин и Иван Айвазовский.
Усадьба также связана с именем писателя Михаила Булгакова. После революции и до 1976 года в главном доме усадьбы Васильчиковых располагалась школа № 48, директором которой в 1920-х годах была Надежда Земская, сестра Булгакова. Она же летом 1924 года приютила брата и его вторую супругу Любовь Белозерскую после отъезда автора «Мастера и Маргариты» из «нехорошей квартиры» 50 в доме 10 по Большой Садовой.
Интересно, что пару лет назад всё здание — более 4 тысяч кв. м — по решению Минкультуры было передано в безвозмездное пользование Российскому союзу правообладателей (РСП), президентом совета которого является Никита Михалков, а главой до декабря 2015 года был гендиректор Российского авторского общества Сергей Федотов, задержанный 28 июня по подозрению в мошенничестве. А год назад Минкультуры приняло решение передать в безвозмездное пользование на 25 лет эту усадьбу Российскому военно-историческому обществу (РВИО), председателем которого является министр культуры Владимир Мединский. И за год было проведено много строительно-реставрационных работ. Похоже зданию повезло.
Летом 1900 года в центре Москвы на Малой Никитской улице началось строительство городской усадьбы Степана Павловича Рябушинского — знаменитого во всей России предпринимателя, коллекционера и мецената. Строительством особняка занялся Федор Осипович Шехтель. Этому зданию в стиле модерн нужно будет посвятить отдельный репортаж-настолько интересен его внутренний интерьер.
Создав великолепный образец московского модерна Шехтель, решил не только творческую задачу, но и угодил заказчику. Будущий хозяин особняка Степан Рябушинский, увидев его, долго разглядывал каждую деталь, а потом восторженно и несколько недоуменно произнес: А любопытно таки получилось… Полагаю, в Европе ничего подобного и не видывали…
Сохранившиеся старинные (16 век) палаты Гранатового двора. Когда-то здесь изготовляли разрывные снаряды — гранаты, отсюда и название.
Далее дворами выдвинулись к Малой Бронной улице. Во двориках сохранились какие-то невообразмые сараюшки.
Место установки памятника Шолому-Алейхему, замечательному еврейскому писателю, на пересечении Большой и Малой Бронных улиц было выбрано потому, что неподалёку с 1921 г. работал Еврейский театр, в котором ставились пьесы по произведениям Шолом-Алейхема. Здесь же открыта вновь синагога на Большой Бронной.
Известный банкир и меценат Лазарь Соломонович Поляков в 1872 году получил разрешение Московского Генерал-губернатора на размещение в его доме «молитвенного учреждения с количеством прихожан до 40 семейств».Эта синагога многое пережила. В 1937 году синагога была закрыта. В 1950-е годы здание было перестроено. После перестройки здания в нем разместился Московский дом художественной самодеятельности. В 1993-ем, уже после того, как синагогу вернули верующим, туда бросили одну бомбу, а вторую — еще через пять лет — обнаружили в молитвенном зале и едва успели вынести во двор, где она и взорвалась. В 2003 году началась реконструкция синагоги, превратившая синагогу на Большой Бронной в одну из самых современных — внешний фасад облицован тонированным стеклом, а купол над Торжественным Залом имеет форму звезды.
Этот район Москвы был в конце 19, начале 20 века местом, в которое вышеозначенный банкир Поляков вкладывал деньги. Им было построено 6 доходных домов, приобретена старая дворянская усадьба, построен особняк.
Бывший особняк усадьбы Полякова. Построен в 19 веке архитектором Великовским в стиле модерн.
Выявленный объект культурного наследия «Главный дом городской усадьбы Плахово, Осташевских,
Церковь Иоанна Богослова. В конце 16 века на Богословском переулке, что проходил через центр слободы царских оружейников-бронников, был построен приходской храм в честь апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Позже главной слободской улицей стала Бронная, и обитель стали называть соответствующе — «храм Иоанна Богослова, что на Бронной».
Это была ничем непримечательная церковь — деревянная, с одним престолом. Однако в дар ей досталась уникальная икона в честь вышеупомянутого апостола, выполненная в технике византийского письма. Исключительность образа не в письме — на нём красуется надпись: «От царя Михаила Фёдоровича». Эта икона стала наиболее почитаемой для обители.
В 1652—1665 гг. стараниями прихожан был построен новый, каменный храм.
После экскурсии ещё немножко погуляли по улочкам и переулкам вокруг Пушкинской. Венера из объявлений.
Особняк Васильчиковых (тот, что на фотографиях 12,13) с тыльной, ещё не отреставрированной стороны.
Посольство Лаоса в Москве. Никитская Малая 18 — ещё один выявленный памятник архитектуры — особняк
Городской особняк по адресу Гранатный переулок, 7 возвели в период с 1896 по 1899 годы по заказу Анны-Луизы Леман — супруги «потомственного почетного гражданина». Проект был выполнен известным архитектором Адольфом Эрнестовичем Эрихсоном. Здание было выполнено в стиле неоготики, который в то время был весьма популярен в Москве. В глаза бросается резкий контраст между поднятыми из красного кирпича стенами и резными деталями из белого камня.
После прихода к власти большевиков в 1917 году, особняк в Гранатном переулке, 7 национализировали и отдали под размещение государственных учреждений. Так, в 1919 году здесь находился главный штаб Реввоенсовета. В 20-х годах помещения отдали Центральному бюро, занимавшемуся обслуживанием иностранцев. Французская посольская канцелярия въехала в эти стены в 1933 году и оставалась здесь вплоть до 1938 года. Передачу здания в ведение Союза архитекторов СССР начали в 1937 году. За долгие годы декор внутреннего пространства практически не изменился.
Усадебный дом по адресу Гранатный переулок, 4, строение 1 был построен, как гласит информационная табличка на его фасаде, в 1830-х годах (в других источниках указывается 1846 год) для Платона Николаевича Зубова — отставного полковника. Авторство архитектурного проекта приписывают архитектору Афанасию Григорьевичу Григорьеву, но документального подтверждения, включая и биографию зодчего, этому нет. Особняк с тосканским портиком в шесть колонн и мезонином, который венчает бельведер, построен в типичном для послепожарной (1812 год) Москвы стиле ампир. Строение отнесено далеко от красной линии улочки и расположено в глубине владений.
Бывший доходный дом по адресу улица Спиридоновка, 14 возвели в период с 1901 по 1903 годы. Спроектировал и построил его для собственных нужд архитектор Петр Семенович Бойцов. Тогда наличие собственного владения подобного типа давало приличный доход, и было надежным по вложению денежных средств. Фасад здания оформлен в неоготическом стиле, а его завершением является массивная скульптурная композиция, на которой изображены дракон и побеждающий его царь зверей — лев. История этого доходного дома, вернее, некогда стоявшего во дворе флигеля, связана с именем Антона Павловича Чехова, который снимал там апартаменты вместе с супругой Ольгой Леонардовной. Подтверждением этом факту служит переписка писателя со своей матерью. Сегодня в доме № 14 на Спиридоновке расположено Генеральное консульство Греции.
История этого готического особняка по улице Спиридоновка, 17 началась еще в 1893 году, когда Савва Тимофеевич Морозов выкупил стоявшую на этом месте старую усадьбу семейства Аксаковых. Проект особняка был заказан тогда еще молодому архитектору Федору Осиповичу Шехтелю. К работе был привлечен и художник Михаил Александрович Врубель, который выполнил множество элементов декора и эскизов помещений в морозовском особняке, а также создал действительные шедевры, среди которых панно «Времена года», скульптурная группа «Роберт и монахини» по мотивам оперы Джакомо Мейербера «Роберт-Дьявол», украсившая парадную лестницу, и витраж «Встреча рыцаря-победителя».
В 1917 году особняк Морозовой-Рябушинского национализировали и в 1929 передали в ведение Наркомата иностранных дел.4 августа 1995 года в здании произошел сильнейший пожар, уничтоживший значительную часть интерьеров. Восстановили особняк в кратчайшие сроки, использую для реставрации подлинные чертежи, созданные Федором Шехтелем и закрепленные его подписью. В настоящее время в особняке по Спиридоновка, 17 расположен Дом приемов МИДа .