1/0 Дней/Ночей | 1 Участники |
Собственно первое здание, привлекающее внимание на Большой Якиманке-Резиденция Посла Франции. Украшенный мозаикой особняк на Большой Якиманке, 43, будто сказочный русский терем, приковывает к себе внимание всякого, кто оказывается в этом районе. Возвели его в 19 столетии неподалеку от Калужской заставы на средства предпринимателя Николая Игумнова, который являлся владельцем большей части паевого взноса весьма успешной Ярославской полотняной мануфактуры. Для создания помпезного особняка Игумнова на Большой Якиманке, 43 был выбран псевдорусский стиль, который в то время был наиболее востребованным в московской архитектуре (например, здания Исторического музея и ГУМа). Помимо этого, часть элементов было заимствовано из архитектуры культовых зданий — храмов и церквей Москвы и Ярославля, фасады которых искусно декорировали красным кирпичом, природным камнем и яркими изразцами.
Но то, что сегодня вызывает восхищение, на момент окончания строительства было подвергнуто уничижительной критике. Такой отзыв, особенно со стороны архитектурного сообщества, поверг Игумнова в уныние и заставил разочароваться в талантах зодчего. Именно это привело к трагедии — купец отказался оплачивать возникшие сверх сметы расходы, что привело к разорению зодчего, а далее и к самоубийству последнего.
Впервые нынешний храм Иоанна Воина на Якиманке упоминается в 1625 году. Тогда он стоял на берегу реки, поэтому часто подтапливался. По преданию, проезжая через это место, Петр I обратил внимание на церквушку, добраться до которой можно было лишь на лодке. Узнав, что это святыня во имя Иоанна Воина, царь был очень возмущен и приказал возвести вместо старой постройки новую каменную, причем поставить храм на возвышенности рядом с Большой улицей.
Есть еще одна легенда относительно строительства святыни. Так, Иоанн Воин всегда считался покровителем стрельцов. Место же, где позднее возвели церковь, по указу Иоанна Грозного была заселена этими воинами. Именно по их инициативе впервые появилась на Якиманке каменная церковь. Когда новая святыня была возведена, случилось стрелецкое восстание, после чего выживших стрельцов с семьями выселили из города. Храм стал приходить в упадок, а затем и вовсе его затопило во время наводнения.
1812 году храм Иоанна Воина на Якиманке был осквернен захватчиками — французы искали золото и жемчуга, драгоценные камни, поэтому взламывали пол, уничтожали все, что становилось препятствием на пути поиска ими огромных, как они полагали, богатств. Храм на Якиманке выдержал и пожар в Москве — огонь дошел до ограды и остановился. После войны церковь вновь освятили. На восстановление святыни были собраны немалые пожертвования прихожан. В результате, к 1840 году обитель предстала в своей прежней красе.
осле 1917 года храм переживает еще один нелегкий период — убит был настоятель церкви отец Христофор (ныне его почитают как святого, которому молятся о даровании твердой веры).При этом храм Иоанна Воина на Большой Якиманке не закрывался, богослужения проходили постоянно. Более того, церковь ни разу не изменяла своей православной традиции, в соответствии с которой всегда совершались службы (обычаи и традиции обновленцев не смогли проникнуть в храм на Якиманке).Несмотря на то, что святыня лишилась своих многочисленных ценностей и церковной утвари, сюда приносили реликвии из храмов, участь которых была более печальна — иконы святой Варвары, праведных Анны и Иоакима, святого Василия Блаженного и многие другие заполнили опустевший храм. В 1928 году сюда перенесли иконостас из храма у Красных ворот.
Купол Иверской церкви (храм иконы Божией Матери «Иверская») на Полянке. В 1901 году храм освятили. На торжественном освящении присутствовала преподобномученица Елизавета, председательница Красного Креста в Москве. В основу концепции возведения храма архитектор Родионов заложил владимиро-суздальскую традицию зодчества. Сегодня это одна из немногих построек в Москве, напоминающих древние храмы в Ярославле, Ростове Великом и Звенигороде.
Храм Григория Неокесарийского в Дербицах. Считается, что почитать этого святого на Руси стали еще в 1445 году, когда князь Василий Темный вернулся из татарского плена. Скорее всего именно тогда в память об этом событии и была построена первая деревянная обитель. В летописях же Григорьевский храм упоминается впервые в 1632 году. Изначально храм именовали «что в Дербицах».Когда-то давно эта местность была самой настоящей глушью. Осваиваться территория стала лишь во время межусобных войн с монголо-татарами, ведь здесь проходила дорога в Орду. Так как местность находилась в низине, часто затапливалась, то и земля здесь была довольно топкой. А поскольку «дербью» раньше именовали именно топкие низины, за местностью вскоре закрепилось название Дербицы.
В 1660 году в храме служил священник Андрей Постников. Вскоре настоятель очень сблизился с царем, отличавшимся особой набожностью. В 1665 году Алексей Михайлович переводит священника в Благовещенский собор, где тот стал протопопом. Однако перед тем, как уйти из Григорьевского храма, Постников попросил царя перестроить церковь в камне. Просьба была исполнена, строительство началось уже в 1668 году. Камень для нового храма в Дербицах везли из села Мячкова: примечательно, что из той же каменоломни брался камень при возведении стен Кремля в Москве. Архитекторами стали русские зодчие — некие Карп Губа и Иван Кузнечик. Симон Ушаков был в числе тех, кто расписывал храм. На втором ярусе церкви размещался хор, что говорило о дворцовом характере святыни.
В 1935 году храм Григория Неокесарийского закрыли. Иконы оказались в Третьяковской галерее. До закрытия, еще в 1930 году, планировалось снести колокольню, чтобы расширить тротуар. В итоге колокольню удалось отстоять, пострадал лишь нижний ее ярус — там был пробит проход. К 1965 году обветшавший храм принялись реставрировать. Когда святыню взяло под свою опеку государство, в здании разместили контору, занимающуюся перекупкой древних икон (отсюда реликвии продавали за границу всем желающим иметь у себя русский антиквариат).В 1990 году святыню вернули верующим. Богослужения начались через 6 лет, когда культовое сооружение полностью отремонтировали.
Первое упоминание о храме, что в Казачьей слободе, стоящего на месте нынешнего — во имя Успения Богородицы, относится к 1642 году. Тогда церковь была еще деревянная и освященная в честь Лавра и Флора, святых мучеников, покровителей ямщиков. Нынешнее здание появилось в слободе казаков в 1695 году. Средства на строительство выделил В. Полтев. Главный престол освятили в честь Успения Богородицы.
В 1768 году при храме появляется еще один придел, устроенный Г. Нестеровым. В 1797 святыня обзавелась трапезной и новой колокольней. Средства на все сооружения предоставила прихожанка церкви П. Позднякова. Трапезная была украшена фронтонами, шпиль венчал колокольню. Декоративные портики на нижнем ярусе делают колокольню более стройной и изящной. Колокольня и трапезная выдержаны в едином стиле классицизма, стиль же основного храмового здания — московское барокко.
Жилищно-коммерческий центр, 1ый Хвостов переулок д. 5, построенный в стиле старинного особняка-симпатичный новодел, кстати продается. За 20 млн.долларов.
Первая церковь во имя Иверской иконы Божией Матери, расположенная «на Всполье» (по иному — в Ордынцах) появилась на этом месте до 1673 года. Средства на постройку культового здания выделил купец
На месте старинной городской замоскворецкой усадьбы в 1908 году была основана Марфо-Мариинская обитель. Инициатором стала сестра супруги Николая II княгиня Елизавета Федоровна, бывшая к тому времени уже вдовой великого князя Сергея Александровича. После гибели супруга в 1905 году Елизавета Федоровна приняла постриг и стала монахиней. Все ее средства, полученные от продажи имущества и дорогих украшений, ушли на создание небольшой женской обители, настоятельницей которой она и стала.
С первых дней своего основание монастырь начал помогать неимущим женщинам, которые могли получить здесь приют и полноценную медицинскую помощь, включающую в себя дорогостоящие лечение и операции. Бесплатное хирургическое отделение Марфо-Мариинской обители считалось лучшим в городе Москве. Помимо работы в монастыре, послушницы вели свою благотворительную деятельность в качестве санитарок на фронтах бушевавшей тогда Первой мировой войны. И это не удивительно, в этих стенах сестры милосердия учились правильно ухаживать за смертельно и тяжелобольными людьми. Стоит отметить, что авторитет настоятельницы — Елизаветы Федоровны — был чрезвычайно высок как в царское время, так и в первые годы правления большевиков.
Главный храм обители — собор Покрова Богородицы — был построен в период с 1908 по 1912 годы по проектуархитектора Щусева. Это культовое здание стало одним из лучших творений зодчего, а также одной из последних церковных построек, возведенных в России до революции 1917 года.
Массивный объем храмовой постройки венчает внушительная стилизованная под древнерусский шлем темная глава, а две меньшие по размеру вытянутые главки выделяют собой две звонницы, расположенные с западной стороны собора. Между звонницами, над храмовым порталом, нанесен на стену мозаичный образ Спаса. Анатолий Викторович сумел соединить между собой традиции псковско-новгородских церквей с модным тогда стилем модерн.
Главный храм Марфо-Мариинской обители расписан художниками Михаилом Васильевичем Нестеровым и Павлом Дмитриевичем Кориным. По рисункам самого Щусева созданы интерьеры и различная церковная утварь, которую похитили после упразднения монастыря большевиками. Он же спроектировал часовню, расположенную при входе в монастырь, а также сторожку и монастырскую ограду с воротами. Настенную резьбу в храме выполнил Сергей Тимофеевич Коненков.
В 1914 году под собором Покрова Богородицы устроили подземную церковь-усыпальницу, освященную во имя Всех Святых и Сил Небесных. Роспись стен выполнил
Последняя служба в Покровском соборе при Советской власти прошла в 1928 году, после чего здесь появился кинотеатр, а позже Дом санпросвещения. После Отечественной войны в помещениях бывшего монастыря разместился «Реставрационный центр имени И.Э. Грабаря».
В 1990 году на территории бывшего женского монастыря был установлен памятник великой княгине и настоятельнице Елизавете Федоровне, выполненный скульптором Вячеславом Михайловичем Клыковым. В Московскую патриархию обитель вернулась в 1992 году, а в 2009 были открыты двери для верующих.
Деревянный храм святителя Николая в Пыжах был основан примерно в 1593 году. Тогда приход церкви состоял в основном из стрельцов полка Философова. Еще во времена правления Алексея Михайловича полк Философова направляют на гарнизонную службу в Киев. Там их сменили стрельцы Богдана Пыжова. Неспроста это имя фигурирует в названии Николаевской святыни, ведь раньше ее называли храмом в полку Пыжова.
Ну и у метро Третьяковская меня ждала такая картина-Трезвая Россия, агитация за Яблоко и Климентовская церковь.
Так лучше
В честь храма священомученика Климента Папы Римского (Спаса Преображения) в Москве, в 18 веке, был назван переулок, где культовое сооружение возвышается и по сей день. Первое упоминание о святыне относится к 1612 году. Известно также, что в 1657 храм уже стоял в камне. В последующие годы церковь перестраивали не раз. Третья перестройка здания пришлась на 1756 год — тогда приступили к возведению нынешнего храма. Через 2 года западная часть постройки и колокольня были готовы. В 1762 году основной объем храма был сломан, а на его месте по просьбе прихожан воздвигнут новый пятиглавый барочный. Средства на строительство предоставил купец К. Матвеев. Автором проекта выступил, вероятнее всего, архитектор Пьетро Антонио Трезини по заказу Алексея Петровича Бестужева-Рюмина — дипломата и видного государственного деятеля. Однако, строился храм уже без этого зодчего, поскольку он вскоре уехал из России. Имя строителя святыни история нам не сохранила.