1/0 Дней/Ночей | 1 Участники |
Небольшая прогулка по самому центру Москвы. Район Пречистенки почти не пострадал архитектурно в советское время и является крайне интересным для исследования.
Красные палаты по Пречистенке, 1/Остоженке, 2 в Москве построены в 80-х годах 17 века в стиле московского барокко. Здание являлось главным домом усадьбы боярина
Белые палаты на улице Пречистенке, дом 1 в Москве были построены в 1680-х годах. Это был главный дом усадьбы князя
Справа от Белых палат, на месте нынешних владений по улице Пречистенка, 5 в Москве некогда располагалась деревянная усадьба княгини Салтыковой-Головкиной. Построена она была еще в восемнадцатом веке. До наших дней уцелели лишь один из флигелей и несколько служебных построек во дворе. Следующим хозяином после Салтыковой-Головкиной стал купец
Пройдя еще немного по Пречистенке, свернем в Чертольский переулок. Здесь, рядом со зданием 1935 года постройки (ныне в нем размещается Гимназия № 1521, младшая школа), высятся еще одни палаты 17 века.
Доходный дом, расположенный по адресу улица Пречистенка, 9 в Москве, построен на участке, в начале 20 века принадлежавшем
В 1920-х годах в доме бывал известный писатель
В настоящее время в здании на улице Пречистенка, дом 9 располагается Центральная энергетическая таможня.
В начале 19 века усадьба на улице Пречистенка, 11 в Москве принадлежала семье Лопухиных. Ее главный дом был построен в 1817 — 1822 годах в стиле ампир архитектором
Главный дом усадьбы на улице Пречистенка, 16 в Москве был построен в первой половине 18 века. С конца столетия до 1815 года усадьба принадлежала военному губернатору Москвы
В 1916 году наследники скончавшейся за два года до этого
Первый хозяин дома — Николай Иванович Миндовский — проживал в этих стенах с 1906 года и вплоть до Октябрьской революции 1917, после чего новая власть разместила здесь районный ЗАГС, в котором успели зарегистрировать свой брак поэт Сергей Есенин и танцовщица Айседора Дункан, а также Любовь Белозерская и писатель Михаил Булгаков. Далее история дома в Пречистенском переулке, № 6 была связана с дипломатическими миссиями Австрии и Германии. Так, в 1927 году бывший особняк Миндовского передали под размещение посольства Австрийской Республики, в котором оно находилось до 1938 года, вплоть до аншлюса этой страны Германией, после чего здесь оборудовали гостевой домик для немецкого посольства. Именно в этом доме в августе 1939 года останавливался Иохаим Рибентроп — министр иностранных дел фашистской Германии, прибывший в столицу СССР для подписания известного Пакта о ненападении. Говорят, что этот документ подписали именно здесь, но это не верно. На самом деле местом подписания стало посольство Германии, расположенное в Леонтьевском переулке. Еще одна известная мировая личность побывала в этих стенах — это британский премьер Уинстон Черчиль, который провел здесь всего одну лишь ночь, успев провести и переговоры о судьбе послевоенной Польши с прибывшими в Москву членами польского правительства в эмиграции. Посольство Австрии продолжило здесь работу уже после 1955 года, когда мировые державы вновь признали независимость этой альпийской республики. В настоящее время бывший особняк Миндовского по адресу Пречистенский переулок, 6/Староконюшенный, 1 является «объектом культурного наследия федерального значения».
Импозантное здание по улице Пречистенка, 13 в Москве, что на углу с Лопухинским переулком, построили в 1911 году по заказу торгово-строительного общества под управлением «девелопера» Якова Рекка. Проект разработал архитектор
Интересно, что дом на Пречистенке, 13, так или иначе, был отражен в двух произведениях Булгакова — это «Мастер и Маргарита» и «Собачье сердце».Фамилия Анны Францевны Фужере — ювелиршы из «Мастера и Маргариты» — созвучна фамилии Фаберже. Хотя «проживала» она в квартире на Большой Садовой, 10 (там жил сам писатель и где создан его музей «Нехорошая квартира»), но внутреннее убранство помещений соответствовало обстановке в бывших комнатах Александра Фаберже: огромная люстра на цепи (на ней качался один из персонажей — кот Бегемот); камин с прекрасно выполненной чугунной решеткой; деревянные диванчики, расположенные на лестничных площадках; описание парадного входа в здание. Еще больше совпадений мы находим в «Собачьем сердце».Хотя Булгаков «поселил» профессора Преображенского в Калабуховский дом на Пречистенке, 24, но описание входа и лестничного марша больше соответствует дому на Пречистенке, 13: швейцар у дверей, широкая парадная дверь с огромным витражом, мраморные ступени серого оттенка, ковровая дорожка, галошная стойка и дубовая вешалка. Такого убранства в доме на углу Пречистенки и Чистого (Обухова) переулка уж точно не было. Да и ссылка на количество квартир — числом 12 — точно соответствовало дому на улице Пречистенка, 13.
В 2010 году дом был реконструирован и надстроен 2 этажами, вырыта подземная парковка. Квартиры в нем продавались по 25 тысяч долларов за метр, на стадии реконструкции. Так как площади квартир там от 200 м, то цена за квартирки в знаменитом доме очень приличная.
Городской особняк по адресу Пречистенский переулок, 8 был построен в период с 1902 по 1903 годы по заказу «Московского торгово-строительного акционерного общества». Проект здания, выполненного в стиле модерн, разработал архитектор Вильям Францевич Валькот. Вскоре после окончания строительства городской особняк в Пречистенском переулке, 8 был продан Карлу Александровичу Гутхейлю — главе музыкально-издательского общества «А.Б. Гутхейль», которое основал еще его отец. Благодаря напористости и коммерческому таланту, Карл Гутхейль смог вывести компанию в число самых успешных нотных издательств дореволюционной России. Только в Москве имелось несколько фирменных магазинов, один из которых располагался в здании Торгового Дома «
Особняк в Пречистенском переулке, 10 возвели в период с 1899 по 1900 годы. Архитектурный проект здания в стиле модерн/арт-нуво исполнил архитектор Вильям Валькот. Заказчиком выступило «Московское торгово-строительное акционерное общество А.Я. Рекка».Первой хозяйкой вновь построенного дома стала Мария Федоровна Якунчикова — представительница купеческого рода Мамонтовых. Она приходилась племянницей крупному предпринимателю и известному меценату Савве Ивановичу Мамонтову, а ее супруг — старший сын богатого купца Василия Ивановича Якунчикова — управлял несколькими кирпичными заводами, бумажной мануфактурой в городе Наро-Фоминске и Товариществом «Петровские торговые линии» в городе Москве. Что касается самой Марии Федоровны, то ее главным увлечением, несомненно, было прикладное искусство. Вместе с супругой Саввы Мамонтова, в 1890 году, она открыла «Магазин русских изделий» на улице Петровке, где принимали заказы от посетителей на производство предметов художественно-кустарного промысла. Начиная с 1908 года, Мария Якунчикова руководила столярным производством и вышивальной мастерской в подмосковном Абрамцеве — имении своего родного дяди. После прихода к власти большевиков в 1917 году, владение, конечно, национализировали. В разные годы здесь размещались сотрудники райкома комсомола района «Хамовники», «Дом комсомола» Фрунзенского района, а также библиотека, носившая имя
Этот дом с мезонином «сыграл» общежитие им. монаха Бертольда Шварца в фильме Л. Гайдая «12 стульев».Одноэтажный дом с мезонином и двумя флигелями — один из первенцев послепожарной Москвы. Стилистику здания можно определить, как эклектика. Дом обильно украшен лепниной, которая появилась здесь как дань всеобщей моде по переделке фасадов, охватившей город с середины 19 века. Лепнина была сделана архитектором
Сегодня в части здания расположен ресторан «Нью-Васюки», как напоминание о том, что в 1971 г. в фильме Л. Гайдая «12 стульев» дом по Староконюшенному, 2 сыграл роль общежития студентов химиков им. монаха Бертольда Шварца.
В конце 18 века на этом участке по нынешнему адресу Пречистенка, 20 в Москве находился дом, предположительно построенный известным архитектором
Дом на улице Пречистенка, 21 в Москве был построен после пожара 1812 года, когда владельцем усадьбы был
Музей был закрыт в 1948 году. После этого в здании расположились президиум Академии художеств СССР и НИИ теории и истории изобразительных искусств. В настоящее время бывшая усадьба Морозова на улице Пречистенка, 21 принадлежит Российской академии художеств. Здесь находятся ее выставочные залы. Ну и как всегда-куда же без любимого Церетели?
Дом по улице Пречистенка, 28 в Москве был построен в 1904—1905 годах в предпочитаемом на рубеже веков стиле модерн. Автором проекта стал известный архитектор Лев Кекушев, считавшийся крупнейшим специалистом этого архитектурного направления. Здание изначально проектировали как доходный дом, причем, исключительно для состоятельных клиентов. После окончания строительства и сдачи дома его выкупает купец
Особое внимание заслуживает декор дома на Пречистенке, 28, выполненный на исключительно высоком уровне. Фасад декорирован как крупными, так и небольшими элементами: ажурная ковка балконных решеток; изящные рисунки разнообразных переплетов; внедрение в оформление разновеликих оконных проемов; устроенное по центру здания слуховое окно; эркеры по краям; выступающий карниз; две скульптуры в виде женских фигур, олицетворяющих Знание и Просвещение; фриз последнего этажа оформлен лепной ажурной сеткой. Что бросается в глаза, так это постепенное увеличения богатства оформления фасада с каждым последующим этажом. К сожалению, до наших дней не сохранилась статуя, находившаяся на гребне волнообразного карниза над слуховым окном. Помимо стиля модерн, архитектор Кекушев оригинально использовал элементы необарочного декора. Интересно, что это созвучно французской разновидности стиля модерн, называемого стилем арт-нуво.Здание на улице Пречистенка, 28 стало переходным звеном от строительства «дворянских гнезд» в стиле классицизма к строениям в стиле модерн, истребованных российскими промышленниками и финансистами конца 19-начала 20 столетий.
Особняк по Пречистенке, 23, с 1802 года находился во владении Александра Ивановича Татищева, участника русско-турецкой войны 1787—1791 гг., подавления польского восстания 1794 года. В войну 1812 года Татищев был начальником снабжения русской армии, а при Николае I стал военным министром, тогда же получил он и графский титул.
Главный дом усадьбы Самсонова-Голубевых с мезонином на улице Пречистенка, 35 в Москве построен в период с 1813 по 1817 годы. Памятник архитектуры оформлен в стиле ампир. Интересно, что это строение выполнено из дерева, что сразу и не скажешь, и тщательно оштукатурено. Является одним из немногих шедевров деревянного зодчества, сохранившихся в старой Москве. Дом стоит на каменном основании, так называемом полуподвале, и смещен к красной линии улицы. Фасад здания украшен великолепной лепниной и шестиколонным портиком архитектурного коринфского ордера, который поддерживает орнаментальный фриз, выполненный с помощью лепнины и расположенный под фронтоном дома. В 1836 году, слева от главного дома, был выстроен каменный флигель, который дополнил собой архитектурный ансамбль городской усадьбы (правый флигель, построенный в то же время, не сохранился). Украшением служат и въездные ворота во двор особняка. В настоящее время владение по Пречистенке, 35 является частной собственностью.
Барельефы на фронтоне усадьбы Коншиных, Пречистенка 16 Тут можно посмотреть как усадьба выглядит внутри
Храм священномученика Антипы Пергамского на Колымажном дворе. Остается загадкой, почему в Москве церковь, что притаилась на Волхонке, на Колымажном дворе, была освящена именно в честь мученика Антипы Пергамского. Этот епископ служил во времена Нерона, который проповедовал язычество. Проповеди Антипы расходились с тогдашними верованиями, поэтому святого предали страшной смерти: бросили в печь. Однако огонь ничего не сделал с телом — проповедник, казалось, просто уснул. После захоронения тела святого у гробницы люди стали получать исцеление. Еще одна загадка храма Антипы на Колымажном дворе — время возведения. И хоть датой постройки называют 1530 год, есть версия, что деревянная святыня здесь стояла раньше — еще в 1514. Очередная загадка храма связана с именем храмоздателя. Ученые полагают, что участие в строительстве принимала семья Скуратовых, ведь храм стоял рядом с их усадьбой. Однако это всего лишь догадки.
Известно, что церковь во имя Антипы Пергамского изначально располагалась в слободе конюхов, живших возле Кремля, а точнее — близ Комендантской башни, которую тогда называли Колымажной. Название это образовалось от слова «колымага» (особые экипажи, которые изготавливали для царского двора).В 1560-е годы деревянную церковь заменили каменной. В архитектуре нового здания заметно влияние итальянского зодчества. Ученые полагают, что автором постройки мог быть известный Алевиз Фрязин. В церковном здании, которое мы видим сегодня, присутствуют элементы различных архитектурных стилей, ведь начиная с 17 века храм постоянно перестраивался. В основе постройки — здание 1596 года. Особенность церкви — 2 алтарные апсиды, в то время как традиционно в подобных сооружениях была одна. Среди храмовых особенностей следует отметить и большое количество приделов. Антипьевская церковь что в Колымажном переулке связана с именами многих известных людей. Так, здесь венчался со своей супругой Иван Грозный. Часто ходил сюда Алексей Михайлович. Значатся среди прихожан церкви Апраксины, Лопухины, Оболенские. В начале 20 века храм посещает Валентин Серов. Тогда же здесь начинается строительство музея (позже судьбы храма и музея будут переплетены).Закрыли церковь в 1929 году. Сначала здесь предполагалось разместить Неофилологическую библиотеку. Однако в здании все же решили устроить обычные жилые помещения. Позже храм передали музею. В 1962 году известный архитектор Лев Давид проводит реставрацию здания церкви. Когда он обнаружил в основе постройки древнее сооружение, то решил полностью восстановить храм в облике 16 века, расчистив при этом более поздние строения. Сотрудники музея были категорически против этого. В 1991 году храм вернули верующим.
Башня, возвышающаяся над зданием на Гоголевском бульваре — часть грандиозного неосуществленного проекта комплекса Наркомата обороны, который по плану должен был занимать целый квартал между улицей Знаменка (в то время ул. Фрунзе) и Гоголевским бульваром. В 1934 — 1939 годах архитектором Львом Рудневым было построено восьмиэтажное здание с четырехгранной башней. Желтая башня была украшена светло-серыми вставками из граненого руста, в стены вмонтированы барельефы пятиконечных звезд и серпа и молота — главных символов советского государства. С 1946 года в здании размещалось Министерство вооруженных сил СССР. В настоящее время оно относится к комплексу зданий
Использован текст с сайта